"Красная помада не для красоты": 23 каверзных вопроса к украинской стюардессе
Бортпроводница из Львова Татьяна Иванихина рассказала в эксклюзивном интервью Фокусу о зарплате до 3000 евро, требованиях к внешности, сексе пассажиров на борту, выборе наиболее безопасных мест, а также подготовке к аварийной посадке, когда во время одного из ее рейсов у самолета заглох двигатель.
30-летняя Татьяна Иванихина по образованию хореограф, но уже пробовала себя во многих профессиях — от сотрудницы отеля, фотографа и SMM-щицы до секретарши в деканате университета. Несколько лет назад девушка решила кардинально изменить свою жизнь и после окончания профильных курсов стала стюардессой украинской авиакомпании "Роза ветров".
Сейчас бортпроводница из Львова сотрудничает с иностранными перевозчиками, но надеется вскоре снова увидеть пассажирские самолеты в небе над Украиной.
В эксклюзивном интервью Фокусу Татьяна согласилась ответить на 23 каверзных вопроса об особенностях работы стюардессы, которые интересуют едва ли не всех путешественников. Полетели!
1. Вспомните самый странный полет в Вашей карьере?
— Но каждый день что-то случается. Конечно, помню свой первый рейс, потому что это был дневной полет из Львова в Египет с возвращением в Киев. Это длилось 10 часов! Меня еще и стошнило… Там было все. А вот больше всего запомнились полеты в Мавританию. Просто никогда не встречала людей, которые не знают даже цифр. Показывает мне посадочный талон и спрашивает, где мое место? Ты ей говоришь — 5 ряд, а она не знает, что это! Берешь, как ребенка, за руку и ведешь. Кроме того, там все летают с этими клетчатыми сумками, которые не помещаются на багажные полки. Очередь в туалет — постоянная и колоссальная, а пользоваться им умеют далеко не все. Но прикол в том, что для них самолет как для нас автобус. Поэтому не верьте, когда вам говорят, что в Африке нет денег и дети умирают с голоду.
2. Во время командировок авиакомпания оплачивает стюардессам суточные, питание, гостиницы?
— Все зависит от авиакомпании и страны, куда вы летите. Например, в Африке мне полностью оплачивают лучший отель и питание, потому что там повышенный уровень опасности, а в европейских странах преимущественно только завтраки.
3. Где спят стюардессы во время длинных рейсов?
— Это зависит от их продолжительности. У Emirates есть рейсы по 14 часов, поэтому для бортпроводников предусмотрены специальные отсеки со спальными местами и отдельным санузлом. В других авиакомпаниях, в частности Turkish Airlines, выделяют всего одну маленькую комнату с раскладной кроватью и креслом. Также можно отдохнуть на последних рядах в салоне. Видела, когда летала в Канаду как пассажирка.
4. Какая средняя заработная плата у стюардесс?
— Все зависит от того, как конкретная авиакомпания осуществляет подсчет рабочих часов, а также от наличия или отсутствия фиксированной ставки. Имеет значение и сезон. Зимой рейсов меньше, а с мая по ноябрь начинается период отпусков — горячая пора. Тогда можно заработать от 1000 до 3000 евро.
5. Имеют ли стюардессы проценты с продаж?
— В Украине доплачивали, а за границей — нет. К примеру, если бутылка воды стоит 3 евро, то мне отчисляли 10%. Но будем откровенны — погоды это не сделает!
6. Какой карьерный рост у стюардесс?
— Следующая ступень — это позиция старшего бортпроводника, у которого значительно больше полномочий и ответственности. Только он общается с наземными службами и передает информацию пилотам, отвечает за то, кто заходит в их кабину, а также в определенных ситуациях принимает решения. Кроме того, можно стать инструктором, то есть человеком, который вводит в профессию начинающих и принимает экзамены. Это то, что касается работы в небе, потому что еще есть немало возможностей в офисе.
7. От чего зависит, в каком классе вы будете летать?
— Например, в Emirates настолько большое внимание уделяют сервису, что там для того, чтобы перейти из эконом-класса в бизнес, нужно отработать не менее 4 лет. По крайней мере, такое мне рассказывали коллеги. В других авиакомпаниях, как правило, подобных требований нет. Кстати, в бизнес-классе больше "плюсов" именно для клиентов — это не только фарфоровая чашка вместо одноразового стакана, но и приоритетная посадка, отдельное прохождение контроля, дополнительный багаж, отдельные места, больший выбор питания.
8. До скольки лет можно работать стюардессой?
— Сколько позволит здоровье. Мы регулярно проходим медицинские обследования, в частности нам проверяют давление, делают кардиограмму в спокойном состоянии и в движении. Далее летные врачи принимают решение. Если все в порядке, работать можно хоть до старости. Кстати, это довольно распространено в Америке, особенно на трансатлантических рейсах. Говорят, что они наиболее вредны для здоровья, поэтому на такие маршруты выбирают старших бортпроводников, у которых уже есть семьи и дети.
9. Кстати, о бортпроводницах существует стереотип, что это должны быть обязательно молодые девушки модельной внешности.
— Сейчас требования значительно упростили, но до сих пор имеет значение рост — для девушек не ниже 160 см, для парней — от 170 см. На верхних полках есть специальное оборудование, поэтому стюардесса или стюард должны до него как-то дотянуться без стула, — то есть это вопрос безопасности, а не красоты. Что касается веса, то его обычно высчитывают по формуле: рост минус 100. Давайте возьмем меня: 57 кг при росте 171 см. Получается, что могу поправиться до 71 кг и быть такой себе женщиной очень хорошей комплектации. Главное — помещаться в проходе и при необходимости иметь возможность выпрыгнуть из самолета.
10. Волосы должны быть короткими или собранными, правильно?
— Да. Прежде всего потому, что мы работаем с питанием. Также в случае пожаров используются противодымные капюшоны. Если волосы будут длинными и распущенными, то будут мешать и могут загореться.
11. Один из обязательных элементов вашей униформы — часы. Для чего, если есть телефон?
— Мы работаем в платьях, поэтому телефон некуда спрятать. Это раз. Во-вторых, психологический эффект. Если буду разговаривать с вами и параллельно буду заглядывать в телефон, ваше восприятие ухудшится. Более того, в некоторых авиакомпаниях даже запрещены электронные часы, поскольку они, в отличие от механических, могут разрядиться. Этого нельзя допустить, ведь в случае чрезвычайной ситуации экипаж обсуждает между собой, сколько есть времени, чтобы оказывать домедицинскую помощь: вычислить продолжительность приступа эпилепсии или инсульта у пассажира.
12. Почему стюардессы красят губы красной помадой?
— Сейчас это необязательный атрибут, но есть мнение, что в случае аварийной ситуации, когда мы будем озвучивать команды, это на интуитивном уровне привлечет внимание пассажиров.
13. А что касается татуировок и шрамов на видимых частях тела?
— Это больше эстетическая история, однако не совсем. Например, мусульмане с отвращением относятся к людям с тату — воспринимают это как своеобразные метки… Я сейчас в Израиле. Так вот, местным мужчинам запрещено даже смотреть на меня, а тем более брать что-то из моих рук! Чтобы налить пассажиру воды, сначала должна поставить стакан на стол, а уже тогда он может взять. Как вы понимаете, в работе бортпроводника тема религий и многообразия культур имеет важное значение.
14. Какие пассажиры раздражают Вас больше всего?
— Неадекватные. Помню, одна француженка зашла на кухню в самолете, что прямо запрещено правилами, и начала разминаться, потому что "пришло время делать упражнения". Мы вынуждены были ее обходить. Ну и самое банальное, чего бы хотелось, — элементарной вежливости. Мы все люди, как ни как.
15. Если пассажиры занимаются в самолете сексом, то как действовать согласно протоколу?
— У нас, кстати, в инструкциях не прописано. Вообще это расценивается как мелкое хулиганство. Я проверяю туалет раз в полчаса, если там кто-то чем-то будет заниматься, то ради Бога. Может, человек об этом всю жизнь мечтал? Хотя я ни разу не слышала подозрительных звуков, но однажды на рейсе в Париж таки замечала в салоне мануальные утехи. Парочка прикрылась одеялом, но ни для кого не было секретом, что там происходит. Пассажиры не жаловались, поэтому и я сделала вид, что не вижу. Зачем ломать кайф?
16. Есть ли в самолете места, где больше шансов выжить во время аварийной посадки?
— Я разговаривала на эту тему с инженерами — нет такой информации. Если говорить об аварийной посадке, то, пожалуй, лучше садиться на места возле аварийных выходов, потому что в случае чего начнется паника и из-за этого будет сложно выбраться наружу. Далее все зависит от многих факторов, в частности обстоятельств посадки (на сушку или на воду), модели и состояния самолета. Например, Boeing сначала садится на заднее шасси, а потом на переднее, а Airbus — наоборот…
17. Хорошо. Давайте так, а вы, когда летите как пассажирка, какие места выбираете?
— Всегда, когда есть возможность выбирать, беру место в 5 ряду возле окна. Сажусь там, чтобы далеко не идти во время посадки, а у иллюминатора можно облокатиться и поспать — хотя сама знаю, что этого нельзя делать, потому что там бактерии!
18. Была ли у вас аварийная посадка?
— Нет, но была подготовка к аварийной посадке. Перестал работать один из двигателей. Конечно, мы не исключали вероятность эвакуации, но бояться не было времени — нужно понять, что дальше делать и как вести за собой 200 человек.
19. У членов экипажа есть кодовые слова на такой случай?
— Нет. Поймите, никто ничего и ни от кого не собирается скрывать. Если будет аварийная ситуация, то я обращусь к пассажирам и, в случае необходимости, попрошу помочь. В тот раз все обошлось и не пришлось совершать аварийную посадку, но нам сообщили об этом, чтобы было время морально подготовиться.
20. Может ли стюардесса посадить самолет?
— Спрашивала у пилота. Так вот, самолет способен сесть автоматически — это вполне реально. Можно связаться с диспетчерами, которые расскажут, что делать и как под правильным углом зайти на посадку. Но после этого самолет еще надо остановить. И командир сказал, что я не смогу.
21. Почему выключают свет, когда самолет идет на посадку или на взлет?
— Чтобы наши глаза приспособились к внешней среде и можно было заметить повреждения, если что-то произойдет за бортом.
22. У членов экипажа есть какие-то приметы и суеверия?
— Во-первых, перед рейсом на себе нельзя ничего зашивать. Сама позавчера летала с распоротым платьем. Во-вторых, не фотографироваться всем экипажем. Кто бы что ни говорил, но есть красноречивая статистика… В-третьих, многие здороваются с самолетиком, похлопывая по нему или прикасаясь.
23. Стоит ли аплодировать пилотам во время посадки?
— Всегда говорю, что это зависит от желания самого человека. Это никоим образом ни на кого не влияет. Пилоты сидят за бронированной дверью в наушниках, поэтому ничего не слышат. Но если пассажиры хлопали, то мы им передаем. Не знаю, возможно, это нервирует других бортпроводников, но не меня. Если человека переполняют эмоции, то пусть себе хлопает.
Но ведь пилотам приятно?
— Ну, конечно, потому что это своеобразная благодарность.
Напомним, ранее Фокус писал, что бортпроводники обучены определять психотипы людей, которые смогут помочь им во время чрезвычайных ситуаций, кто сохранит спокойствие или поможет остановить пассажиров в состоянии паники.