Серая зона. Что ждет автовладельца за дверями неофициального сервиса

Фото: Сергей Торгалов
Фото: Сергей Торгалов

С какими проблемами может столкнуться автовладелец на неофициальном сервисе, разбирался Фокус.

Увидев своими глазами, как работает официальный сервис Jaguar Land Rover в Украине, мы решили коснуться темы "серого" автосервиса. Увы, картина вырисовывается безрадостная: минусы неофициального автосервиса слишком велики, а преимущества — кажущиеся.

В первую очередь "неофициалы" привлекают ценой, которая в отдельных случаях ощутимо ниже, чем на авторизованных СТО дилеров. Кроме того, бытует мнение, что у «гаражных» станций более гибкий и клиентоориентированный подход: тут, мол, и обслужат быстрее, и отремонтирует те узлы, которые "официалы" меняют полностью, ссылаясь на требования производителя, которые многим автовладельцам кажутся надуманными.

Однако у медали две стороны. В каждом из описанных примеров за видимой привлекательностью таятся ловушки. А если копнуть глубже, такой сервис в полной мере оправдывает свое название: это «серая» зона, где автовладелец ни от чего не застрахован.

Что такое неофициальный автосервис

У официального автосервиса — единые стандарты обслуживания и технологические карты для всех СТО в сети. Иными словами, на какую бы станцию не обратился автовладелец, он может рассчитывать на одинаково высокий уровень обcлуживания. А вот неофициальный сервис Land Rover, а равно и других брендов, — словно кот в мешке: пока не попробуешь, не узнаешь. Но кто же хочет экспериментировать на своем авто?

Поэтому "неофициалов" ищут по рекомендациям, однако у сарафанного радио есть свой недостаток. Нередко информация приходит в виде "один мой товарищ сказал, что его знакомый остался доволен". То есть опираться приходится не на личный опыт конкретного человека, а на отзыв мифического довольного клиента. Надо ли говорить, что ценность таких советов стремится к нулю.

Для автомобилей премиальных брендов вроде упомянутого Land Rover поиск еще сложнее. Современные модели этих марок напичканы электроникой и технически представляют собой компьютеры на колесах. Отдавать автомобиль стоимостью свыше 100 тысяч долларов в руки людей, которые не имеют соответствующей квалификации и опыта? Как минимум, это рискованно. Аналогичная проблема стоит и перед владельцами дорогих авто других брендов.

Запчасти бывают разные

Но вот "гараж" выбран, вы привозите туда свой автомобиль, а дальше начинается самое интересное.

На неофициальном сервисе техобслуживание и ремонт могут выполняться с использованием неоригинальных запчастей. Они дешевле, их проще и быстрее найти, но вне зависимости от того, покупает ли клиент запчасти сам или это делает сервис, ответственность всегда лежит на владельце авто.

Использование некачественных запчастей ведет к более глобальным поломкам в будущем
Использование некачественных запчастей ведет к более глобальным поломкам в будущем

В случае повторного выхода узла из строя у "неофициалов" всегда найдутся отговорки. Запчасть покупалась самой СТО? Ждите ответа в духе "это же не оригинал, стоит дешевле, но и "ходит" меньше". Владелец приехал со своими запчастями? Тогда — взятки гладки: мы установили то, что вы привезли.

В случае повторного выхода узла из строя у "неофициалов" всегда найдутся отговорки

А вот официальный сервис всегда дает гарантию на выполненные работы и установленные запчасти. Для негарантийных машин это обычно 12 месяцев с момента ремонта, а для гарантийных — срок, предоставленный на весь автомобиль.

Сервис без опыта

Также не стоит забывать о специализации. Если взять, к примеру, любой неофициальный автосервис Land Rover, то по факту окажется, что здесь также принимают и машины других брендов, причем зачастую — менее сложные в обслуживании и более старых годов выпуска. Это означает, что у такой станции нет достаточного опыта и наработанных методик ремонта. Не говоря уже о контакте с производителем и консультациях с его стороны.

Поэтому нередки случаи, когда в "гаражах" пробуют отремонтировать автомобиль, но из-за недостатка опыта или необходимого оборудования не могут устранить неисправность. И, разведя руками и выкачав из владельца энную сумму на попытки ремонта, отправляют его на официальное СТО. Причем не говорят об этом прямо, а, скорее, намекают. А через месяц-другой владелец и сам понимает, что лучше бы он сразу обратился к "официалу".

Техобслуживание без гарантии

Отсутствие гарантии — одна из главных проблем "серого" сервиса. Нельзя быть уверенным ни в чем — ни в том, что ремонт будет выполнен качественно, ни в том, что тебе под шумок не поменяют полмашины, а потом выкатят многотысячный счет. Как итог — клиенту приходится отстаивать и доказывать свою правоту.

На неофициальном сервисе трудно просчитать бюджет ремонта. Зачастую это попросту выкачка денег
На неофициальном сервисе трудно просчитать бюджет ремонта. Зачастую это попросту выкачка денег

А иногда даже доходит до преднамеренной порчи узлов и агрегатов. Надорвать пыльник шаровой опоры, повредить чехол ШРУСа — недобросовестный механик всегда найдет способ, как заработать на доверчивом клиенте деньги из воздуха.

Отсутствие гарантии — одна из главных проблем "серого" сервиса

Чтобы этого избежать, владельцам рекомендуют лично присутствовать при ремонте машины. Совет, надо сказать, так себе. Чтобы проконтролировать правильность выполнения работ, необходимо обладать соответствующей квалификацией. А если ремонт длительный, то авто нужно оставлять на ночь — и что с ним будет происходить в таком сервисе, одному богу известно. Слить топливо, покататься без разрешения владельца — сценариев немало…

Спросите сейчас себя: достаточно ли глубоко вы разбираетесь в сложных современных системах питания и управления двигателем? А в пневмоподвеске или электронных системах активной безопасности? У "официалов" же — сертифицированные механики, которые регулярно подтверждают свою квалификацию на тренингах, и строгое следование требованиям производителя.

Ручная техника

В ответе на вопрос, почему у "неофициалов" обслуживание машины дешевле, есть несколько составляющих. Дело не столько в том, что «гаражи» не платят налоги или экономят на арендной плате — они зачастую пренебрегают элементарными технологическими нормами. Ведь официальный сервис — это не только бесплатный кофе и опрятные приемщики, а и наличие разнообразного специнструмента, необходимого для демонтажа и установки агрегатов.

Во время нашего визита в сервисный центр Jaguar Land Rover Киев Аэропорт удалось побывать на складе запчастей, где под специнструмент отведен отдельный большой стеллаж. Стоимость выложенных на полках приспособлений сравнима с ценой двух новых автомобилей марки!

В "гаражах" вместо специнструмента используют подручные средства

У неофициальных сервисов такого инструментария для ремонта или диагностики нет. Поэтому в ход идут подручные средства: ступичный подшипник запрессовать с помощью кувалды, диагностику провести — на слух. Что в итоге? Неправильная диагностика оборачивается последовательным "ремонтом" рабочих узлов в поисках проблемы, а кувалда в качестве рабочего инструмента — это прямая дорога к скрытому дефекту детали и преждевременному выходу ее из строя.

Ликвидность как дополнительный актив

При выборе автосервиса часто упускают момент ликвидности авто при последующей перепродаже. Но, как только вы оказываетесь на вторичном рынке в качестве продавца или покупателя, важность прозрачной сервисной истории выходит на первый план.

"Скрученный" пробег, ноунейм-запчасти неизвестного происхождения, «грамотные» ремонтники из гаражей. Появилось желание купить такой авто? А как быстро вам удастся его продать?

А вот пометка в объявлении "авто обслуживался на официальном СТО" упрощает и существенно ускоряет процесс продажи/покупки. Ведь при каждом визите к "официалу" фиксируется пробег, а в сервисной книжке указываются все работы, выполнявшиеся в соответствии с регламентом производителя.

Игра вдолгую

Описанные минусы неофициального сервиса перекрывают кажущиеся преимущества. Дешевле — но без гарантии, иногда быстрее — но без квалификации и правильного инструмента. А уж если диагностика выполнена неправильно, то ремонта, как такового и нет: неисправность быстро даст о себе знать снова, а чтобы ее в конце концов устранить, потребуется дополнительно потратиться.

Вот и получается, что клиент "гаражного" сервиса экономит, что называется, здесь и сейчас — но на поверку это мнимая экономия. Автомобиль требует вложений на протяжении всего срока эксплуатации, поэтому деньги следует тратить с умом, чтобы не оказаться в проигрыше.