"Юмор тоже бывает черным" - художник Олекса Манн
Олекса Манн рассказал Фокусу, почему в проекте «Черный период» поставил себе задачу работать преимущественно в черно-белой палитре, о перманентной антижлобской революции, и о том, почему Ужгород в гораздо большей степени напоминает город, чем Киев
КТО ОН
украинский художник, автор проектов "Добро пожаловать в Зомбиленд", "Новая антропология", резидент проекта "Жлоб Арт"
ПОЧЕМУ ОН
13 апреля в Киеве в Институте проблем современного искусства открывается междисциплинарный арт-проект Манна "Черный период"
Самоограничение
Чем для вас является "Черный период", о чем вы хотели рассказать?
— С одной стороны, это автобиографическое высказывание, когда ты делаешь пластические вещи, ограничивая себя в средствах и достигая, опять же для себя, максимальной выразительности. Два цвета, черный и белый, иногда с небольшими вкраплениями или акцентами еще одного или двух цветов, которые дают тебе возможность улавливать нюансы. Это исследование такими средствами окружающего мира, через откадрованные из него фрагменты. Все происходит на грани абстракции, не теряя связи с реальностью, но уже и с выходом из нее.
У меня появилась какая-то брутальная легкость, что мне всегда нравилось в живописи. Иногда, на первый взгляд, грубое высказывание, часто намеренно сделанное, может быть очень точным.
С другой стороны, это о том, что сейчас происходит со всеми нами. Через условную документальность в пластике я хочу показать не документальный, но точный переход из одной реальности в другую. Мы сейчас переходим из одной агонизирующей цивилизации в другую, которую еще надо построить и сконструировать. Идет война, поэтому и общество начало воспринимать жизнь в парадигме "черное-белое", с восприятием мира в категориях "хорошо-плохо" и "враг-друг". И поэтому общественные процессы изменения сознания часто можно охарактеризовать как "черно-белые", люди находятся в безапелляционном выборе "свой-чужой", несмотря на нюансы. Это очень экспрессивный, грубый и часто деструктивный процесс, который влияет на всех нас.
"Черным периодом", который я время от времени просто выкладывал в интернет, заинтересовались кураторы Александр Михед и Константин Кожемяка, они захотели его показать. В результате дальнейшей работы и сотрудничества проект расширился и перерос в междисциплинарный.
В анонсе сказано, что к арт-проекту "Черный период" присоединился украинский композитор Ptakh (Антон Дегтярев). Думаете, добиться эмоций от зрителя только визуальными методами не выйдет?
— Под этот проект Ptakh специально сделал аудиоинсталляцию, в которой отдельные минималистичные урбанистические звуки сливаются в цельную, монолитную музыку. Антон — один из самых крутых современных электронных композиторов. Он почувствовал тему и идею "Черного периода" и разработал ее просто перфектно.
Как аудиоряд дополняет ваши работы?
— В экспозиции есть инсталляция, которая представляет собой скелет дома, по аналогии с одной из работ, где изображена высотка "на районе". Этот "хребет" лежит на полу, ты по нему заходишь в зал. Когда идешь по "хребту", упираешься в большой черный куб с "глазком". Ты заглядываешь в "глазок", и в этом большом темном объеме видишь маленький загнутый объект, сделанный из мусора, найденного на улице в результате всех походов по районам, и скомпонованный определенным образом. Так из своеобразного макрокосмоса попадаешь в микрокосмос. По концам "ребер" этого "позвоночника" тоже стоят черные кубы, разных, но меньших объемов. Напротив маленьких кубов находятся большие работы. Здесь происходит игра с объемами и массами, своеобразные визуальные качели. В кубах расположены динамики, в каждом из них играет отдельно прописанный для этого трек, со своим набором звуков и соответствующим настроением. Все эти музыкальные темы сливаются в одну основную мелодию, звучащую в большом кубе, в который ты попадаешь в результате передвижения по экспозиции. Там находятся основная точка, центр композиции и главная музыкальная тема.
Этот проект — преимущественно черно-белый, хотя раньше вы использовали весь спектр. Почему решили обозначить себе такие границы?
— Это сознательное самоограничение для открытия в себе новых ресурсов. В некоторых практиках, когда ты себя в чем-то ограничиваешь, можешь выйти на новый уровень.
Картины "Черного периода" в большинстве своем выглядят мрачновато, в то время как раньше в ваших работах значительно больше места отводилось юмору. Вам стало не до веселья?
— Юмор тоже бывает черным. Вот у меня такой и был. И есть.
Город и село
Считается, что у каждого художника должна быть сверхзадача. Есть ли она у вас?
— Поставить то, что мне нужно, туда, куда это нужно, — вот моя сверхзадача.
Вы представитель поколения, выросшего на сломе эпох, да и сейчас переживающего очередной слом. Это идет на пользу творчеству?
— Я, вообще-то, не знаю ни одного художника, который бы не вырос на рубеже эпох. Соответственно, это полезно. Все художники творят в эпоху перемен. Поголовно. И часто они провоцируют эти изменения своими идеями и деятельностью.
Не кажется ли вам, что проект "Жлоб Арт" рановато закрыли? Складывается впечатление, что жлобы вновь берут реванш.
— "Жлоб Арт" никуда не делся. Он существует в заархивированном и каталогизированном виде. Просто невозможно заниматься лишь одной этой темой. Тем более что вопросы были поставлены и проведена исследовательская работа с точек зрения разных авторов. В 2013 году "Жлоб Арт" вышел на улицы, и началась первая антижлобская революция, которая и есть, и будет перманентной.
Назовите современных украинских художников, которых вы считаете незаслуженно недооцененными публикой.
— У нас все современные украинские художники не то чтобы недооценены публикой, они и публика находятся в совершенно разных измерениях и никак не пересекаются, если речь идет о широкой публике, а не о очень маленьком проценте людей, которые интересовались и будут этим интересоваться.
Современные украинские художники не то чтобы недооценены публикой, они и публика находятся в совершенно разных измерениях и никак не пересекаются
Вы были "прокуратором галереи "Бактерия". Почему такие андеграундные проекты все чаще закрываются?
— Все это делалось на голом энтузиазме нескольких человек, которые от этого получали удовольствие. Всему свое время.
Сейчас вы живете в Ужгороде, а раньше базировались в столице. Почему уехали в провинцию?
— Как это ни удивительно, Ужгород напоминает город, а Киев — село, вот поэтому и уехал. Мне нравятся именно города, которые сделаны для людей, а не гигантские хаотичные деревни, нафаршированные многоэтажными ларьками. Нравится находиться там, где есть продуманность, начиная с планирования улиц и заканчивая расстоянием дверной ручки от пола и фактуры на доме. Хотя в результате деятельности той же категории людей, что и в Киеве, и Ужгороду скоро придет хана.
С появлением интернета и современных средств коммуникации провинция теперь — несуществующая категория. Мы живем в глобальном мире, а не в категориях столица-провинция. А если провести циркулем круг на карте с центром в Ужгороде и крайней точкой в Киеве, выяснится, что 15 европейских столиц находятся ближе, чем Киев, и там кипит жизнь.
- Читайте также: Когда искусство показало зубы. Иван Семесюк о рождении на Майдане "Мистецького Барбакана"
Верно ли утверждение, что культурная жизнь в Украине более-менее развита лишь в городах-миллионниках? Чувствуете ли вы это на себе?
— Нет, неверно, и не чувствую. Я не совсем понимаю, что такое культурная жизнь в контексте чисто города-миллионника. Эта жизнь начинается там, где сидит культурный человек, будь он хоть пьяный, голый и в бане.