Судьба резидента. Почему фильм "Гундерманн" о рокере-экскаваторщике из ГДР нужно смотреть украинцам

В Киеве стартовал фестиваль "Новое немецкое кино". Корреспондент "Фокуса" побывал на открытии и посмотрел премьерный фильм "Гундерманн" - фестивальную сенсацию этого года с рокером-экскаваторщиком в качестве главного героя.

Related video

Объединение Германии состоялось в 1990 году, но до сих пор две части страны очень непохожи друг на друга, и жители бывшей ГДР все еще чувствуют себя людьми если не второго сорта, то "какими-то не такими" немцами. В этом смысле, "Гундерманн" - фильм очень актуальный для современной Украины, показывающий, как нелегко преодолеть прошлое и как просто сделать шаг к этому – разумеется, при наличии доброй воли.

Перед нами – судьба очень неформатного человека, который при этом прост, как пять пфенингов. Герхард Гундерманн - самодеятельный автор, в стилистике и содержании песен очень напоминающий Боба Дилана. У него было сложноватое, хотя и не самое беспросветное детство. Однажды он подставил отца, после чего тот получил условный срок, а семья развалилась. Но ничего катастрофического за этим не последовало. Гундерманн спокойно окончил школу и встроился в социальную систему ГДР, более того - даже искренне проникся идеями, которые там проповедовались. Достигнув подходящего возраста, он стал оператором циклопических размеров экскаватора, действующего в карьере по добыче бурого угля. Параллельно он сочиняет песни и выступает со своей группой к восторгу немногочисленной, но благодарной аудитории. И в один день происходит неизбежное – на его горизонте возникает агент секретной восточнонемецкой полиции "штази", делая предложение, отказаться от которого можно, но сложно.

Короче, Гундерманна вербуют и делают нештатным осведомителем. Дело происходит в 1976-м, и на "штази" он работает 8 лет, выполняя всякие не самые сложные поручения за границей (гастроли ему теперь обеспечены) и рассказывая "конторе" о людях, которые интересуют представителей власти.

Важно
Зачатие на троих. Чем хорош фильм "Мечта Катрины", открывший Неделю швейцарского кино
Зачатие на троих. Чем хорош фильм "Мечта Катрины", открывший Неделю швейцарского кино

Но если бы это было все! При перечисленных качествах, Гундерманн еще и социально активен. Он с трудом переносит ложь партийных бонз, он не стесняясь критикует порядки на своем предприятии, а при случае даже может отвесить тумака местному функционеру. Он легко цитирует Маркса и искренне верит в возможность торжества социализма на немецкой земле, но видит, что ГДР идет куда-то не туда. И не может молчать. Вот такой парень живет в восточнонемецкой провинции километрах в 150 от Берлина.

В фильме очень много музыки. Это немного раздражает, хотя песни хорошие – очень простые, с бесхитростными, но задумчивыми текстами, как будто вырезанными из повседневной жизни. Это реальные песни реального человека – действительно, был такой музыкант Герхард Гундерманн, с точно такой судьбой, от экскаваторного до "конторского" бэкграунда. На экране его произведения исполняет Александер Шеер – актер, играющий заглавную роль. Делает это очень качественно, что неудивительно – кроме работы в кино и театре, он с юности занимается музыкой и периодически выступает до сих пор. Помимо прочего, Шеер – тоже "осси", то есть уроженец ГДР. Так что вжиться в роль ему было просто, и получилось у него замечательно. Он обаятелен и "шершав", прост и глубок.

Фильм никак не отнесешь к остросюжетным. Несмотря на постоянные временные "качели" (нас регулярно перемещают из 90-х в 70-е и обратно), повествование течет неторопливо, как провинциальный выходной. Но дело свое фильм, в конечном итоге, делает. Режиссер Андреас Дрезен (тоже человек с опытом жизни в Восточной Германии) лепит своими уверенными руками неспешную, проникновенную историю о том, как человек, всегда старавшийся быть собой, внезапно утрачивает это качество – но возвращает ценой решительного покаяния (причем, что особенно ценно – покаяния без самоуничижения). Настоящий Гундерманн стал символом разочарованных восточных немцев в 90-х годах. Дрезен (неоднократный лауреат Берлинского и Каннского фестивалей) показывает нам, почему это случилось и за что люди так ценили странного человека с философией пролетария и талантом барда. Посмотреть на историю жизни Гундерманна полезно и всем нам. Посмотреть и сделать поправку на наши специфические реалии, конечно.

Важно
"Джокер", которого мы не заслужили. Три вывода о нашумевшей картине, претенденте на "Оскар"
"Джокер", которого мы не заслужили. Три вывода о нашумевшей картине, претенденте на "Оскар"