Цены на аккумуляторы в мире рекордно упали впервые с 2018 года: эксперты нашли причину

Батарея, акккумулятор, заряд
Аккумуляторные батареи стоят на 14% меньше по сравнению с 2022 годом | Фото: Getty Images

Литий и другие металлы подешевели, а производители сделали больше батарей, чем нужно. В ближайшие годы прогнозируют снижение цен до 100 долларов за кВтч.

Цены на литий-ионные аккумуляторы в 2023-м году снизились на 14% после беспрецедентного роста в 2022-м. Об этом свидетельствует ежегодное исследование организации BloombergNEF.

Средняя цена на аккумуляторы в мире в 2023 году составила 139 долларов за киловатт-час (кВтч), тогда как в 2022-м была 161 доллар за ту же единицу. Аналитики отметили, что это самое сильно падение на рынке батарей с 2018 года, и его причина совсем другая.

График
График стоимости аккумуляторных батарей в 2023 году
Фото: Bloomberg

Средняя цена аккумуляторной батареи — это результат более чем 300 опросов, которые исследователи провели среди покупателей и продавцов литий-ионных батарей, используемых в пассажирских электромобилях, коммерческих автомобилях, автобусах, двух- и трехколесных транспортных средствах и стационарных хранилищах. Цены варьируются в зависимости от сектора: самые низкие цены на электробусы и коммерческие автомобили в Китае составляют 100 долларов США за кВтч. Средние цены на полностью электрические пассажирские автомобили составляли 128 долларов за кВтч.

Відео дня

Исторически основным фактором падения цен на аккумуляторы были технологические инновации. В 2023 году падение цен в первую очередь связано со снижением стоимости материалов, ведь ключевые металлы, особенно литий, резко подешевели с января из-за значительного роста производственных мощностей на всех этапах цепочки создания стоимости аккумуляторов, от сырья и компонентов до энергетических элементов и блоков.

Важно
Fujitsu жестко протестировала никель-цинковые батареи: они вдвое лучше конкурентов
Fujitsu жестко протестировала никель-цинковые батареи: они вдвое лучше конкурентов

Производители ожидали больших заказов на батареи, что тоже сыграло свою роль. Спрос на аккумуляторы продолжал расти по сравнению с 2022 годом, но во второй половине года темпы роста на некоторых рынках электромобилей замедлились, в первую очередь из-за роста стоимости займов и неопределенной экономической ситуации на рынке.

Получилось все в точности до наоборот — на мировом рынке возник переизбыток предложения. Производство аккумуляторов в одном только Китае превысило мировой спрос. Коэффициент загрузки заводов по производству аккумуляторных элементов у крупных производителей в этом году также был ниже, чем в 2022 году. Заводы не работали на максимальной теоретической мощности, что согласуется с тенденцией некоторых автопроизводителей к снижению своих целей.

Цены на аккумуляторы в разных секторах в последние годы сблизились, что является показателем зрелости и роста отрасли. Разница в ценах в разных секторах может быть связана с различиями в сроках погашения и объемах заказов, а также с требованиями к дизайну ячеек и упаковки. Хотя разные приложения по-прежнему будут требовать разных спецификаций, BNEF ожидает, что в будущем тенденция сохранится, а стоимость аккумуляторов будет расти и падать вместе с ценами на сырье.

"Мы прогнозируем, что в следующем году стоимость упаковки снизится до $133/кВтч в реальном выражении 2023 года. В долгосрочной перспективе, исходя из того же уровня обучения, что и в предыдущем году, ожидается, что в 2027 году цены на аккумуляторные батареи упадут ниже 100 долларов США за кВтч", — сообщили аналитики.

Ожидается, что в ближайшие годы важную роль будет играть региональная динамика цен, поскольку многие страны пытаются локализовать цепочки поставки аккумуляторов. Самые дешевые батареи предлагает Китай ($126/кВтч), в США и Европе они стоят на 11% и 20% дороже соответственно из-за незрелости местных рынков. Локализация производства аккумуляторов в таких регионах может привести к подорожанию аккумуляторов местного производства, но затраты вместе с ценами должны снизиться по мере развития отрасли.

Ранее писали, что в Японии разработали батареи без кобальта. Готовый прототип доказал, что может хранить на 60% больше энергии, стоя на 30% дешевле аналогов.