"Чувствуется прогресс": боец ВСУ рассказал об эволюции дронов и вреде от "домашних" БПЛА
На начало полномасштабного вторжения России у ВСУ почти не было дронов, потом появились гражданские Mavic. Некоторые дроны больше не используют — военный объясняет, почему.
Беспилотные летательные аппараты в Вооруженных силах Украины за годы полномасштабного вторжения России значительно эволюционировали от полного отсутствия до современных дронов-камикадзе. Военный инструктор по беспилотным летательным аппаратам анонимно рассказал сайту dev.ua о быстрой смене моделей дронов в войсках и проблемах совместимости дронов, комплектующих и их изготовления в домашних условиях.
Бывший айтишник и военный французского Иностранного легиона, мужчина сам вступил в ряды Сил обороны Украины в 2022 году, после начала полномасштабного вторжения России. В десантно-штурмовых войсках он почти сразу стал командиром отделения БПЛА. Ранее он никогда не летал на дронах, но пригодились технические навыки и умение искать информацию в Интернете.
Военный рассказывает, что в начале вторжения в украинских войсках почти не было дронов, даже гражданских Mavic. Те, что были, не имели анонимизации и "светились" на экранах оборудования AeroScope, выносных антенн не было. Позже появились не слишком качественные устройства "Ольга" и приложение BitFlip для телефона с Android, которые скрывали перемещение дронов. Со временем появились другие программные и аппаратные средства, которые решали эту проблему.
"В первый год войны другие подразделения неплохо работали ударниками Punisher, потом волонтеры собрали $50 000 и купили такую птичку в базовой версии для нашего подразделения. Но у москал*в РЭБ на наших направлениях работает хорошо. Теперь, чтобы купить для Punisher систему, которая позволит летать под РЭБом, надо еще $30 000, и дрон пока лежит без дела", — объясняет военный нынешнюю ситуацию с дронами Punisher.
Гражданская модель, дрон типа "крыло" Matrice 300, имела хорошие возможности масштабирования изображения с камеры. Однако заметные дроны начали сбивать и глушить средствами РЭБ, поэтому они перестали быть эффективными. Типы беспилотников на фронте меняются очень быстро, поэтому инструктор подчеркивает важность непрерывного обучения. Следующим этапом стало появление известных сейчас квадрокоптеров FPV (First Person View, дроны со взглядом от первого лица).
"У нас ребята работают с различными FPV. Вообще технический прогресс на войне очень ощущается и надо быть динамичным и постоянно учиться, чтобы эффективно противостоять врагу", — отметил боец.
Профессиональный военный пилот БПЛА не поддерживает идею сборки дронов дома. По его словам, в самом таком производстве нет ничего плохого и оно может быть полезным, но из-за разницы в поставке комплектующих получаются разные дроны, с которыми военным неудобно работать.
Вообще, дроны, которые поступают из разных мест, разные антенны и другое оборудование бывает несовместимым. Когда оборудование оказывается рядом, оно не работает друг с другом.
"И это является большой проблемой. Сейчас можно найти много информации, но реальность такова, что люди по несколько месяцев сидят в интернете, ищут, покупают, часто за свои деньги, приходит не то, что нужно, переделывают, пока не дойдут до образца, который действительно работает", — говорит военный.
Имеющееся разногласие вредит в конкуренции в БПЛА с Россией. Там заводы построены на государственном уровне, процесс производства FPV-дронов стандартизирован. Военные страны-оккупанта получают проверенные и совместимые антенны и дроны, поэтому могут работать быстрее.
Напомним, в январе 2024 года вице-премьер и министр цифровой трансформации Михаил Федоров обратился к гражданам Украины и призвал пройти бесплатный курс по самостоятельной сборке FPV-дронов. Однако военные неоднозначно отнеслись к этой инициативе.