Воевать без Китая: может ли Украина производить дроны полностью из собственных деталей
В Украине уже научились изготавливать рамы, моторы и многие другие компоненты для боевых коптеров, при этом дешевле и лучше чем в Китае. Но есть факторы, мешающие полностью локализовать производство.
Украинцы пытаются создавать беспилотники для военных на фоне экспортных ограничений со стороны Китая, запуская для этого производство собственных компонентов на замену китайским. Платформа военных разработок Brave Inventors и ее резиденты поделились с Фокусом, каких успехов уже удалось достичь в этой области и что еще предстоит сделать, чтобы поддержать Силы обороны.
Китай сжег мосты
С сентября Китай ввел ограничения на экспорт в Украину и Россию беспилотных летательных аппаратов и их компонентов, которые потенциально могут применяться на войне. Среди запрещенных товаров оказались детали для квадрокоптеров, а именно: карбоновые рамы, лучи, моторы, пропеллеры камеры, полетные контроллеры, посадочные шасси, усилители сигналов для пульта, системы связи, передатчики видеосигналов. Все это нужно украинцам, чтобы изготавливать FPV-дроны для военных.
Brave Inventors представляет украинское изобретательство и уже почти 2 года активно развивает милитари-сообщество как в Украине, так и за ее пределами. Некоторые изобретения претендуют на то, чтобы заменить иностранные компоненты в условиях ограничений на импорт со стороны Китая, ведь наличие собственного производства существенно влияет на скорость поставки изделий на фронт.
Собственное производство дает возможность контролировать все аспекты технологического процесса, включая усовершенствование и адаптацию под специфические военные потребности страны. Благодаря тому, что некоторые отечественные изделия уже значительно дешевле китайских аналогов, предприятия могут быстрее адаптировать производство к изменению ситуации на поле боя или новых технических требований, поскольку получают обратную связь от военных.
Основная сложность в масштабировании собственного производства всех компонентов для дронов заключается в недостатке финансирования. Изобретатели ищут поддержки и среди государственных программ и среди частных инвесторов и предпринимателей.
Вместо китайского: что уже делают в Украине
Brave Inventors представила команды разработчиков, которые изготавливают собственные компоненты для летательных аппаратов, наземных и воздушных дронов:
- Команда "Carrier" разрабатывает системы сброса грузов для коптеров.
- Команда "CatBee" производит бесконтактные модули инициирования детонации и платы инициации.
- "Плечи атласа" — команда-разработчик станции связи и телескопических мачт.
- Предприятие, которое производит карбоновые рамы и моторы.
Команда разработчиков карбоновых рам "Кузница FPV" рассказала, в чем основные преимущества изготовления и заказа их продукции. Украинские производители дронов уже пользуются ее изделиями и довольны из-за того, что рамы легче, а их лучи толще и прочнее.
"При сохранении жесткости самые легкие карбоновые рамы размером 8 вместе с креплениями для антенны весят 124 грамма. Иностранные аналоги — 226г. Сохранение 102 грамм веса — это 1/15 несущей возможности дрона, что добавляет до одной минуты полета. Привязка к Китаю усложняет процесс изготовления рам. Кроме того, стоимость карбона у них дороже", — отметили производители.
Стоимость рам в Украине получается даже ниже, чем в Китае, и это позволяет конкурировать с иностранными производителями. Китайцы используют сложную систему нарезки карбоновых рам и не экономят карбон. Они разрабатывают раму отдельно, а затем располагают детали на карбоновом листе, не заботясь о компактности. Украинский проект изначально стремился к минимизации отходов, поэтому инженеры продумали расположение на листе карбона таким образом, чтобы между деталями оставались лишь минимальные промежутки для фрезы.
"У нас раскладка вмещает вдвое больше запчастей. Рама разрабатывалась с нуля учитывая исключительно экономию на раскладке, а навороченный дизайн почти не учитывался", — говорят на предприятии.
В Украине карбон не производят, поэтому до сих пор существует проблема с сырьем. На мировом рынке отсутствует здоровая конкуренция в этой сфере, ведь если в других странах и производят карбон, то его качество хуже, а цена выше, чем в Китае.
Чтобы быстрее и эффективнее обеспечивать защитников Украины дронами, команда планирует объединиться с другими украинскими производителями и устанавливать их компоненты на свои рамы. С этим пока есть определенные проблемы, и трудно сказать, удастся ли полностью локализовать создание беспилотников-камикадзе в ближайшее время.
Команда разработчиков моторов для дронов тоже обратила внимание на стоимость иностранных деталей и отметила, что это не единственная проблема импорта. Предприятие применяет лучшие методы обработки алюминия для изготовления роторов (вращающейся части двигателей и рабочих машин), что позволяет уменьшить вес без потери прочности.
"Разработав новый тип ротора, который ускоряет время изготовления моторов, мы достигли уменьшения дефектов и сделали моторы более устойчивыми к ударам. Заказывая компоненты из Китая или другой страны, мы не имеем возможности тщательно контролировать каждый этап изготовления элемента. А это очень важно, потому что любое отклонение может повлиять на эффективность двигателя", — поделился представитель команды.
Цена при этом получается ниже китайских аналогов: $25 против $35,99-$45,99. Также, есть китайские реплики на оригинальные китайские моторы, у них цена варьируется от $20-25 за одну единицу. Стоимость довольно сильно меняется в зависимости от объема заказа.
"В Китае зарплаты выше чем у нас. Мне кажется, что дешевая рабочая сила там — это миф в наше время. У них очень большое количество производств, где полный цикл производства мотора может быть выполнен в пределах одной улицы (производство металлических частей, статоров, магнитов, анодирование и так далее. Мы идем к этому также, — отметил представитель проекта, — Большинство компонентов мы изготавливаем локально это позволяет нам держать цену близкую к китайским (но имеем низкую маржу). Также, нас обременяет НДС, а когда ввозят китайские моторы, то не платят никаких таможенных пошлин".
Большое преимущество предприятия заключается в том, что производство находится в Украине, и команда может быстро поставлять необходимые моторы, модифицировать их под клиента за считанные дни и быстро заменять дефектные изделия. Она сотрудничает с большим количеством поставщиков из разных стран мира, чтобы не иметь проблем с деталями или сырьем даже при большом количестве заказов. В ближайшем будущем планирует локализовать абсолютно все компоненты, необходимые для производства дронов.
Без Китая дронов не будет: чего еще не хватает Украине
Анны Чуднивец, директор ООО "СоколСкай", которое производит FPV-дроны "Ведьма-200" считает, что украинский рынок пока не готов обеспечить производителей беспилотных аппаратов всем необходимым. В частности, изобретателям не хватает масштабирования и осведомленности о том, какие отечественные изделия уже доступны в Украине. По ее мнению, стоит чаще проводить офлайн-мероприятия, где производители могут знакомиться и договариваться о сотрудничестве.
"Я знаю, что сейчас в Украине делают и VTX (видеопередатчики, — ред.) и полетные контроллеры. Но, во-первых, обеспечивают ли они такое же качество, как китайские? Во-вторых, обеспечивают ли они такую же стоимость, как китайские? В-третьих, обеспечивают ли они такое количество, как обеспечивают китайцы? Я думаю, что ответ на эти три вопроса — "нет", — отметила производительница дронов.
Недавно Анна Чуднивец побывала на конференции вместе с представителями Бюро экономической безопасности и Национального антикоррупционного бюро Украины, которая была посвящена ценообразованию и маржинальности компонентов. Там она неожиданно для себя узнала о проектах, которые уже делают для дронов системы связи, передачи видео, электронику. А иначе бы она никак с ними не столкнулась, потому что их работу почти не освещают публично.
По оценкам "Сокол Скай", сейчас китайские изделия можно покупать гораздо выгоднее, а это имеет большое значение для производителей дронов, ведь им нужно конкурировать и предлагать аппараты по как можно более низким ценам, не жертвуя при этом качеством, чтобы получать заказы. Такие конференции нужны, потому что на них разработчики знакомятся между собой и создаются некие коллаборации на будущее, а также, компании узнают о производстве компонентов друг от друга.
Что нужно производителям? Обратная связь от конечного потребителя для понимания того, на чем именно сосредоточиться в производстве. Благодаря таким конференциям производители получают приблизительные данные о приоритетных направлениях на следующие годы и могут двигаться в нужную сторону. Анне Чуднивец известны ситуации, когда украинцы инвестировали средства, разработали и сертифицировали модели, но контрактов на производство так и не получили. То есть производители как готовых изделий, так и компонентов, балансируют на грани того, что могут не получить заказов, способных компенсировать затраты на разработку.
"Сейчас у меня нет лучшего ответа, как создавать конкуренцию на таком закрытом рынке, кроме как просто развивать новые модели, сертифицировать и ожидать, что государство придет и купит их", — подытожила Анна Чуднивец.
Важно