Период распада. Кризис еврозоны становится угрозой единства ЕС
Пока политики ищут рецепт спасения Евросоюза, экономический спад в регионе добивает мечту о великой единой Европе
Забудьте о терроризме, танках и российских ракетах на границах ЕС. Сегодня ночной кошмар европейских чиновников – это распад еврозоны. Выступая в ноябре нынешнего года в Берлине, польский министр иностранных дел Радек Сикорский буквально умолял Германию спасти евро: "Я боюсь силы Германии гораздо меньше, чем ее бездеятельности". Министр страны, которая несколько сот лет боролась за свою независимость, призвал усилить федерализацию ЕС, чтобы избежать кризиса "апокалиптических размеров".
Когда семь лет назад Польша и другие восточно-европейские страны вступали в ЕС, они были преисполнены оптимизма. Но 2011 год поставил крест на распространенном убеждении в том, что членство в Евросоюзе гарантирует финансовую стабильность, процветание и высокий уровень жизни. Юг Европы накрыла волна безработицы и банкротств, центр и восток лихорадит после девальвации национальных валют, а север до смерти напуган возложенной на него миссией по спасению единой Европы.
Но, несмотря на заявления политических партий некоторых стран о необходимости отказаться от единой европейской валюты, маловероятно, что в ближайшие год-два еврозона распадется. Скорее всего, за ошибки политиков европейцы будут вновь платить из своих кошельков. Чтобы помочь экономике выйти из кризиса, евро немного потеряет в цене, что повлечет за собой инфляцию и новую волну социальной напряженности.
Слабое звено
Первой проверкой Евросоюза на прочность стал греческий долговой кризис. В конце 2009 года стало известно, что Греция фальсифицировала свою статистику, значительно приуменьшив бюджетный дефицит. Греческие ценные бумаги начали стремительно обесцениваться, и страна оказалась на грани дефолта. В этом году Евросоюз принял план по спасению Греции, списав половину ее долгов и пообещав стабилизационный кредит в 110 млрд. евро. Но кризис уже невозможно было остановить.
Европейские банки начали отказываться от финансирования государственных долгов не только Греции, но и других стран с большим бюджетным дефицитом – Португалии, Испании, Ирландии, Италии и даже Франции. Правительствам, чтобы свести балансы, приходится сокращать социальные программы, получая в ответ массовые протесты и беспорядки.
Единственная страна Европы, которая показывает бюджетный профицит и рост экономики, – это Германия. Но немцы не в восторге от перспективы финансировать своих расточительных соседей. Они предлагают должникам потуже затянуть пояса. "Остался лишь один инструмент, который заключается в коррекции зарплат и издержек для того, чтобы вывести регион единой европейской валюты из затянувшегося долгового кризиса", – заявил член совета управляющих Европейского центробанка Юрген Штарк в конце ноября.
Лидеры европейских стран погрязли во взаимных обвинениях и не могут прийти к общему мнению о путях выхода из кризиса. Во время октябрьского саммита в Брюсселе президент Франции Николя Саркози вступил в жесткую полемику с британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном. "Нас уже тошнит от вашей критики и советов, как нам жить и что делать", – сказал французский президент британскому коллеге. В ответ члены парламента Великобритании выступили с предложением провести референдум по поводу выхода страны из Евросоюза.
Кто на выход?
Первым кандидатом на вылет из ЕС может стать Греция, если правительство не выполнит условия плана спасения. Много нареканий вызывают принятые в 2007 году Румыния и Болгария. Реальным сценарием считается отказ некоторых государств от евровалюты. 50% инвесторов, опрошенных Bloomberg, считают, что одна страна покинет еврозону в следующем году. 80% полагают, что это произойдет до конца 2016-го.
Выход из еврозоны стран, неспособных удерживать свой бюджетный дефицит в рамках 3%, действительно может помочь справиться с экономическим кризисом. Также нельзя исключить противоположного варианта – еврозону могут покинуть ее главные спонсоры. В СМИ просочились сведения о том, что канцлер Германии Ангела Меркель и Николя Саркози обсуждают создание новой еврозоны, в которую войдет меньшее количество стран.
При любом из этих сценариев необходима более сильная федерализация объединенной Европы. Европейский центробанк и другие органы ЕС получат более широкие полномочия по контролю бюджетных расходов, а странам придется частично отказаться от своего суверенитета.
Но пока радикальные планы вынашиваются в кулуарах, наиболее вероятным выглядит сценарий, при котором экономика ЕС выйдет из кризиса в результате девальвации евро. За последние несколько месяцев евро уже подешевел по отношению к доллару с 1,40 до 1,35, и, по прогнозам европейских банкиров, будет падать и дальше.
Больше всех от этого пострадают простые европейцы, которые могут столкнуться с инфляцией и снижением покупательской способности. Коснется это и основных торговых партнеров еврозоны. Вероятно, им тоже придется девальвировать свои валюты вслед за евро.
Выход из нынешнего долгового кризиса в Европе может занять годы, и главной задачей европейских лидеров остается возвращение доверия к евро как единой европейской валюте и финансовым институтам еврозоны. Об этом заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая перед бундестагом в начале декабря. По ее словам, от ЕС сегодня требуются реформа финансовой системы, ужесточение фискальных правил в еврозоне и пересмотр соглашений, подписанных содружеством ранее.
Связаны одной цепью
Избегая реформ, страны лечат свои экономики девальвацией. Но эта мера лишь ухудшает их положение
Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU)
После кризиса 2008 года стало ясно, что развитые экономики нуждаются в реформах. Но проводить их сложно, долго и иногда политически неприемлемо. Финансовые рынки находят простой выход из сложных ситуаций – через девальвацию национальной валюты. Это повышает конкурентоспособность экономики и экспортно ориентированных отраслей, обеспечивая стимул для экономического роста. Последний возвращает веру инвесторов в то, что их ожидания будут реализованы.
После кризиса 2008 года США начали проводить активную политику стимулирования экономики. В результате Бразилия обвинила США в преднамеренном ослаблении доллара и ввела в глобальный лексикон термин "валютные войны". Долговая проблема еврозоны, возможно, тоже будет разрешаться через стимулирующую монетарную политику, в результате которой курс евро пойдет вниз.
Но, несмотря на такую популярность, у девальвации есть обратная сторона. Одновременное обесценивание национальных валют невозможно. Кто-то должен уступить и позволить своей национальной валюте укрепиться. Тот, кто уступает, снижает внешний спрос на свои товары и услуги, что чревато ростом безработицы, социальной напряженности и сменой власти. Как показал публичный спор бразильцев с американцами, негативных последствий торгового протекционизма уже достаточно. Но они возрастут в геометрической прогрессии, если девальвация не будет заменена более здравой политикой. Без структурных реформ в экономике получается некий замкнутый круг, где краткосрочные выгоды грозят более серьезными проблемами в будущем.
В Украине гривна находится под давлением финансового рынка, который ожидает ее девальвации в 2012 году. Эти ожидания – результат экономической политики государства и рисков, которые с ней сопряжены. Но украинской экономике, как и в целом глобальной, поддаться тенденции на девальвацию и плыть по течению – неприемлемо.
Вместо этого нужно сконцентрироваться на структурных реформах, хотя они социально болезненны и непопулярны. Необходимо решить проблему энергопотребления, даже если это подразумевает рост тарифов. Следует восстановить сотрудничество с МВФ, вполнив все требования. Политику структурных реформ нужно проводить постоянно, так как глобальная экономика изменяется быстрее, чем наша.
Ольга Крыжановская, Фокус