Новые веяния на рынке труда: кулхантеры и трендсеттеры

Вслед за странами Запада в Украине появляются кулхантеры. Они отслеживают новые тренды и предлагают свои идеи бизнесу, зарабатывая на этом приличные деньги

Роман Геращенко, руководитель отдела маркетинга крупной дистрибьюторской компании, разгуливает по столице в штанах галифе, шапке "пирожок" и сапогах монгольских кочевников – маасах с галошами. 30-летний киевлянин далек от украинской индустрии моды, но всегда старается быть на шаг впереди, с небывалым упорством выискивая инновации не только в одежде, но и в бизнесе или информационных технологиях.

Два года назад Геращенко создал первый русскоязычный сайт, посвященный трендвочингу (от англ. trend watching – исследование трендов, долговременных устойчивых тенденций), а сегодня активно занимается консалтингом в этой сфере. С помощью идей Роман зарабатывает деньги. "Я деньги за что беру? За идеи! Те, кто не способен генерировать идеи, придумали что-нибудь и дер­жатся за это – они останутся в своем времени. А у людей с идеями – огромные просторы!" – рассказывает он.

Откуда ветер дует
Таких, как Роман, на Западе называют кулхантерами, то есть "охотниками за крутым". Идею кулхантинга 26-летний киевлянин Владислав Бронь формулирует просто: "Не идти в ногу со временем, а нагло его опережать!" У него нет постоянного места работы и даже профессии – фрилансер зарабатывает на жизнь, продавая бизнесу свои идеи. Владислав Бронь может придумывать слоганы для рекламных роликов, выполнять функции арт-директора, а недавно выступил в качестве режиссера – снял корпоративный ролик для автомобильной компании. Модные тенденции Бронь отслеживает в интернете и на молодежных тусовках.

Агентств, специализирующихся на поиске трендов, в Украине пока нет. Поэтому кулхантерам нередко приходится действовать в одиночку. "Звоню в компанию и говорю: "Я вам помогу", – рассказывает о методах своей работы Роман Геращенко. Недавно он предложил Днепропетровской бумажной фабрике разработать новую серию школьных тетрадей, способную значительно увеличить объемы продаж. "Почему дети покупают тетрадки? Не потому, что там черепашки-ниндзя и машины Jaguar. Им нужны фетиши и образы, диктующие правильное поведение", – мотивирует свои взгляды Геращенко.

Свои тетради киевский кулхантер видит в стиле fun, недоступном для понимания взрослых. На них будут изображены герои японских мультиков, uglydolls ("уродливые куклы", направление в дизайне игрушек), look" (фото неординарных людей с улицы) или просто забавные тексты, помогающие школьникам выделяться в массе одноклассников. "Это то, что попадает в сферу интересов детей, то, что им нравится", – объясняет Геращенко. Стоимость своих услуг он оценивает от $2 до $5 тыс., в зависимости от сложности проекта. В России подобное предложение обойдется компании-заказчику в $5–10 тыс.

Планетарный масштаб
Термин "кулхантинг" появился в 90-х годах, и на сегодняшний день в онлайн-сообществе Trendhunter.com насчитывается около 10 тыс. представителей этого ремесла. Кроме того, в Европе, США и Японии среди рекламных и исследовательских агентств уже стало нормой вводить в свои организационные структуры департаменты по отслеживанию трендов. Некоторые агентства вообще начали преобразовываться в трендвочинговые исследовательские конторы. Они оперируют штатом специальных ассистентов, которых принято называть трендсеттерами.

Обычно это модники и тусовщики, знающие все и обо всех и днями просиживающие в интернете, выискивая что-то новое, они вливаются в социально-культурную жизнь с целью быть поближе к потребителю. Правда, тренд­сеттерами люди могут быть просто по стилю своей жизни. Зачастую это те, кто диктует моду в разных сферах и создает тенденции. Например, среди знаменитостей трендсеттером №1 в мире считается Мадонна.

Кулхантерам, которые стоят на ступеньку выше трендсеттеров, важен финансовый аспект, их главная цель – превратить идею в тренд. А для этого она должна приносить деньги. Например, еще несколько лет назад такая тенденция, как флешмоб, была простым развлечением для молодежи крупных городов. Но проворные маркетологи, учуяв запах денег, начали активно использовать идею в рекламе. А вот популярный в свое время дауншифтинг (сознательный отказ от участия в гонке за материальными ценностями ради душевного комфорта) трендом так и не стал.

Немодные
Быть кулхантером в Украине пока не так модно, как на Западе, ведь большинство соотечественников понятия не имеют об этой сфере деятельности. А некоторые крутые охотники скрываются за более привычными должностями. Например, 29-летняя Наталья Захарова из агентства PR-коммуникаций First Line Odessa, которая уже два года занимается отслеживанием тенденций, называет себя мастером массовых коммуникаций. Свои идеи она генерирует в рекламном агентстве. Например, в 2006 году Наталья придумала идею музыкального фестиваля Brahma Open Air – в то время тенденции проведения музыкальных фестивалей были особо популярны в Европе.

По словам Захаровой, большинство отечественных кулхантеров и тренд­вочеров – работники креативных специальностей, демонстрирующие способности в своих компаниях. Так, кулхантерами себя и своих сотрудников считает директор World Web Studio Максим Гаев. В компании даже создали специальный отдел исследований и развития. Его рупором выступает медиааналитик, который публикует материалы в различных интернет-блогах, привлекая читателей, а иногда и будущих клиентов.

А в украинском офисе международной исследовательской компании Synovate два года назад организовали фокус-группу, в которую пригласили самую продвинутую киевскую молодежь – креативщиков, панков, уличных модников. Результаты исследований продавали заинтересованным компаниям. "Мы изучили круг интересов молодежи – какие продукты они потребляют, какую музыку слушают, их лидеров и тенденции, которые они чувствуют", – говорит директор по исследованию и развитию бизнеса Synovate Екатерина Измаденова.

По ее мнению, такого рода исследования необходимы, ведь для компаний, которые хотят преуспевать в своем бизнесе, крайне важно правильно построить коммуникацию, прежде чем создавать брэнд. Особенно это нужно, если продукт нацелен на молодого динамичного потребителя. Впрочем, Измаденова не уверена, что украинские трендсеттеры действительно инновационны. "Они идут за европейскими трендами", – подчеркивает она.

Несмелые
Что касается инновационности украинского бизнеса, Максим Гаев уверен: отечественные компании активно используют новые подходы и решения. "Мудрые головы есть! Посмотрите на лидеров в области мобильной связи, финансов, страхования, недвижимости, группу FMCG (товары широкого потребления. – Фокус)", – говорит он. Однако Роман Геращенко с таким мнением не согласен. Молодой специалист говорит, что смелые тренды не будут востребованы до тех пор, пока не ужесточится конкуренция. "Пока в Украине рынки развиваются на 20–30% в год, тренды не нужны – бизнес и так делает деньги", – полагает он.

Зато у самого Геращенко конкурентов пока практически нет. Поэтому киевский кулхантер готов штурмовать офисы и предлагать бизнесу внедрять тенденции. Кроме того, сегодня он зарегистрировал торговую марку GASTELLA и продает под ней трендовую одежду. В его ассортименте можно найти штаны галифе, сапоги с калошами, нейлоновые рукава с имитацией татуировки и футболки.

А чтобы за родную страну не было обидно, на сайте кулхантеров LookLook Роман Геращенко включил Украину в список стран, способных создавать тенденции. Если что – отчитываться готов сам. В том, что тенденции нужно создавать, кулхантер не сомневается. "Откуда обычный потребитель может знать, что ему нужен синий цвет? – рассуждает Геращенко. – К примеру, сейчас покупатель выберет красный, а через полгода, когда синий станет актуальным, он будет носить синий. Он не знает, что ему нужен синий, его надо подтолкнуть!"

Тренды-2008
De-teching
(бегство от технологий)
Цвет экологических движений
– голубой,
а не зелёный
Президент Франции Николя Саркози Musicovery (музыка с учётом настроения) Глянцевая губная
помада
Принципиальная прозрачность
действий и замыслов
Животные в офисе Женщины, которые манипулируют мужчинами Фильм «Секс в большом городе» Nollywood (развитие кинематографа в Нигерии)