Нравится — поделись. Плату за контент в интернете превращают в приятную процедуру

Платить за контент в интернете иной раз оказывается приятно и не обременительно для кошелька

Пройдет ли когда-нибудь эпоха тотально бесплатного контента в интернете? За последний месяц стало казаться, что конец ее не за горами. Главные твердыни интернет-пиратов под угрозой. В России оштрафован за пиратский контент ресурс "ВКонтакте", в США суд постановил закрыть за нарушение авторских прав файлообменный сервис Megaupload, а в Украине из офиса одного из самых популярных ресурсов — ex.ua были изъяты 200 серверов. Сотрудников ex.ua вызвали на допрос, а сайт "лежал" несколько дней. В Америке сохраняется возможность скорого принятия жестких антипиратских законов.

Что делать пользователям, если найти бесплатные фильмы и музыку будет гораздо труднее, чем сейчас? "Если завтра закончится копирование в интернете, это станет и концом культуры в глобальной сети", — считает Кори Доктороу, известный канадский блогер и писатель, книги которого можно бесплатно скачать в интернете. По словам Доктороу, не будь на YouTube незаконных роликов, он бы просто перестал существовать. Как сдулся бы и "Живой журнал" без картинок-аватаров, цитат из книг и блогов. "Если культура проиграет войну с копирайтом, смысл копирайта умрет вместе с ней", — мрачно пророчит канадец.

Но эти стоны едва ли услышат законодатели и правоохранители, чья задача —
защищать интересы контентной индустрии, законно владеющей правами на произведения разнообразных искусств. Значит, нужна альтернатива и пиратству, и этой алчной индустрии, решил швед Петер Сунде, один из основателей ресурса The Pirate Bay, до осени 2009 года популярнейшего файлообменного интернет-сервиса. "Я призываю каждого сделать все, чтобы индустрия развлечений больше не зарабатывала на вас, — говорит Сунде. — Не смотрите их фильмы. Не слушайте их музыку. Убедитесь в том, что есть альтернативные дороги к культуре".
Одну такую дорогу он и строит как основатель ресурса Flattr. На этой платформе каждый зарегистрированный пользователь имеет возможность ежемесячно вносить для оплаты контента необременительную для него сумму. Создатели контента — например, музыки, литературных произведений, фотографий — могут разместить на своих сайтах кнопку Flattr. Пользователи системы нажимают на такую кнопку, если им нравится произведение. В конце месяца число нажатий для каждого пользователя фиксируется, и его взнос делится поровну между теми, чью работу он оценил. Кнопки можно нажимать неограниченное количество раз.

Сунде уверен, что только так, связав покупателя и создателя, можно лишить заработка многолетнего посредника между ними — погрязшую, как он считает, в коррупции индустрию развлечений. "Убедитесь в том, что никто не контролирует ваш разум", — призывает Сунде.
Команда ресурса Flattr считает, что цифровой контент надо воспринимать не так, как привычные товары в реальном мире. Стоимость каждой цифровой копии практически сводится к нулю. И формула "материал + время производителя = товар" в интернете не работает. "Flattr — пламенный сторонник бесплатного и открытого для всех интернета, — сказал Фокусу представитель ресурса Сиим Теллер. — Мы верим в то, что сегодняшние правила копирайта — это протекционистское изобретение. Вся западная система авторского права должна быть пересмотрена и переделана. Она уже не подходит обществу, в котором растет объем виртуальной продукции".

Сегодня на платформе зарегистрированы 125 000 пользователей, и их число растет с каждым месяцем.

Чтобы модель Flattr заработала в полную силу, нужны, впрочем, не десятки и не сотни тысяч, а миллионы сознательных пользователей. Много ли таких в Украине? Здесь самый простой выход из конфликта между правообладателями и файлообменниками — ввод фиксированной платы за доступ к таким ресурсам, считает Дмитрий Прикордонный, директор Коалиции исполнителей и продюсеров Украины. "Могут ли украинцы платить одну гривну за доступ к файлообменнику, к примеру, к ex.ua, который утверждает, что у него 6 млн пользователей? – задается он вопросом. –
Это 6 млн гривен в месяц. Думаю, этой суммы хватило бы, чтобы заплатить всем правообладателям за контент. Непонятно, почему ни один ресурс этого не делает. Схема работает на 100%".
С точки зрения создателей The Pirate Bay и Flattr, подобная схема плоха тем, что пользователь платит, по сути, не за то, что нужно именно ему, а просто откупается от все той же ненавистной индустрии. Сунде уверен, что будущее за принципом "плати за то, что нравится". Такой подход позволит вывести реальные рыночные цены на цифровой товар. Сунде со товарищи анонсирует новые сервисы, основанные на модели Flattr. Один из последних — возможность скачивать цифровые модели физических объектов, которые можно распечатать на 3D-принтере. Команда The Pirate Bay обещает, что в ближайшие 20 лет каждый сможет скачать, к примеру, домашние тапочки. И заплатить за них, сколько захочет, а не сколько по-требует производитель.

По доброй воле
Систему социальных платежей часто сравнивают с добровольными пожертвованиями. Пять самых популярных платформ, на которых поддержать создателей контента можно твердым долларом или с помощью кнопки, аналогичной опции like на Facebook
Kachingle
Открыв на сайте Kachingle счет на сумму $5, каждый может финансово поддержать создателей блогов, сайтов, видеоигр и приложений, самостоятельно оценивая их работу.
Sprinklepenny
Sprinklepenny также помогает поддерживать понравившиеся сайты с помощью небольших финансовых дотаций. Ежемесячная сумма при регистрации на сайте обычно составляет $5.
SpayS.me
Не предполагает капиталовложений. Поддержать понравившийся сайт или блог каждый может, разместив у себя кнопку SpayS.me, которая по своему принципу похожа на кнопку like на Facebook.
Twitpay
Позволяет пользователям Twitter делать онлайн-пожертвования и платить за контент, который они загружают. Фиксированной суммы нет.
Kickstarter
На этой платформе каждый может предложить свой проект в области дизайна, кинематографа, музыки и т. д. Посетители сайта сами решают, сколько денег пожертвовать на проект. Оплата происходит через систему Amazon Payments. Kickstarter забирает себе 5% от пожертвованной на проект суммы.

Яна Седова, Фокус