Как политика отразилась на бизнес-отношениях Украины с Россией

Политические отношения Украины и России безнадежно испорчены. Вместе с тем бизнес двух стран продолжает сотрудничать. По крайней мере пока

Related video

Владелец киевской IT-компании Integrad Андрей Выдыш отказался от российского программного обеспечения. "Максимально, насколько это было возможно", — говорит он, добавляя, что отменил все планы по сотрудничеству с россиянами, которые строил на три года вперед. Так же поступили несколько его украинских партнеров и клиентов. Некоторые украинские айтишники даже прекратили обслуживать клиентов из РФ, чтобы даже косвенно не финансировать оккупантов.

Телеканал "1+1" Игоря Коломойского прекратил показ 15 российских военных сериалов. "До 2014-го мы ежегодно принимали участие в крупной конференции в Москве, — рассказывает глава правления компании DiaWest Анатолий Балюк. — В этом году отказались по политическим мотивам".

Таких последовательных бизнесменов в Украине немного. Как выяснил Фокус, бойкотирует российский бизнес лишь мизерная часть украинских компаний, как правило, не самых больших. Многие средние и крупные промышленники, напротив, в панике: продажи падают из-за того, что россияне сокращают объемы закупок в нашей стране, а других клиентов не предвидится.

Украина поставляет в РФ продукцию машиностроения, металл и металлоизделия, продовольствие и химикаты. В 2012 году на них пришлось 82% из $17,6 млрд всего экспорта в Россию. В обратном направлении шли газ, нефть и нефтепродукты (почти 70% импорта из РФ), машины и оборудование, химия, металлоизделия и т. д. — всего на $27,4 млрд.

В январе – апреле украинский экспорт в РФ сократился на 22,6%, импорт — на 24,6% (до $3,4 млрд и $5,4 млрд соответственно). "Украинский экспорт и наши взаимоотношения с Россией обречены, — констатирует руководитель направления торгового и структурированного финансирования крупного украинского госбанка. — Это объективная реальность, и поправить ее будет сложно". Судя по знаменитому "ла-ла-ла", боевым действиям на востоке Украины и нескончаемому нефтегазовому сериалу, банкир прав.

Россияне нервничают
Причин для сокращения экспорта в Россию две: военный конфликт в Украине и кризис самой российской экономики.

"Еще до крымских событий российская экономика начала замедляться, — рассказал Фокусу экономист Сергей Гуриев. — Сейчас уже есть четкое понимание: это не стагнация, а рецессия". О кризисе российской экономики говорят и в крупнейшей украинской металлургической компании "Метинвест": в первом полугодии она сократила поставки металлопродукции в РФ. "Негативно повлияла общая рыночная ситуация в России, девальвация рубля и сезонное ослабление спроса в первом квартале", — говорит представитель Метинвеста, предпочитая не называть конкретных цифр.

Экономические проблемы — причина объективная. Но есть и субъективная сторона вопроса: россияне откровенно боятся заказывать товар в Украине. "В последние недели заказчики из России просят нас начинать производство оборудования без предоплаты, — рассказывает генеральный директор машиностроительной компании "Днепропресс" Анатолий Вулых. — Боятся, что из-за событий на востоке Украины мы не сможем ни поставить машины, ни вернуть деньги".

По словам владельца PR-агентства GCP Владимира Дмитренко, многие российские компании свернули рекламные и маркетинговые бюджеты своих украинских "дочек". Причем даже в тех сферах, где без рекламы автоматически снижаются продажи — например, в некоторых сегментах фармацевтики. Считают, что стимулировать продажи в воюющей стране экономически неоправданно.

Только бизнес. В отличие от населения, украинские предприниматели не спешат бойкотировать российских промышленников

Россияне боятся не только войны, но и санкций собственного государства против Украины. "Недавно российский клиент, планировавший закупить у нас 25 вагонов кирпича, попросил отгрузить только пять: боится, что Россия полностью закроет границу и он не успеет получить товар", — рассказывает генеральный директор компании "Евротон" Ярослава Острожчук. Впрочем, иногда это происходит даже без объяснений. По словам россиянина Алексея Сухорукова, совладельца украинской ИГ "Универ", его друзья из РФ боятся высказывать реальное отношение к украинским событиям даже по Skype, не то что по телефону.

Зато крупные промпредприятия, выпускающие уникальную для СНГ продукцию, перемен в отношениях с российскими покупателями не заметили. Руководитель Турбоатома Виктор Субботин говорит, что за последние месяцы объем продаж его компании в страны Таможенного союза вообще не изменился. "Как и прежде, поставляем продукцию Росатому, Росгидро, регулярно ездим на выставки в Россию. Мощности завода загружены заказами (преимущественно из России. — Фокус) на 100%", — говорит он. По словам собственника и руководителя харьковской машиностроительной корпорации УПЭК Анатолия Гиршфельда, аналогичная ситуация и в его компании.

Жить по-новому
Турбоатом и УПЭК — скорее исключения из общего правила. Многие украинские экспортеры все же учатся выживать без российских клиентов.

"Еще в 2013 году мы решили переориентировать поставки труб на другие рынки: вместо стран СНГ на дальнее зарубежье", — говорит коммерческий директор Интерпайпа Фади Храйбе. По словам Храйбе, в последние годы россияне построили много трубных мощностей, в результате на территории СНГ было зафиксировано перепроизводство этой продукции. "Для нас все менее выгодно поставлять трубы в Таможенный союз или другие страны СНГ", — объясняет Храйбе. Результат новой стратегии Интерпайпа налицо: если в конце 2012-го в СНГ отправляли 75% продукции, то теперь — 60–65%. А к 2016-му Интерпайп планирует сократить долю российского сбыта до 50%.

Для украинских производителей металлопроката и ферросплавов, на которые приходится свыше 30% суммарного украинского экспорта, Россия давно перестала быть основным рынком сбыта. По данным Госкомстата, меткомпании отправляют на российский рынок не более 20% продукции. Метинвест, например, экспортирует только 9% своей продукции в Россию, еще около 70% — в страны ближнего и дальнего зарубежья. "Развиваем сеть дистрибуции в Западной и Восточной Европе", — говорят в компании.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Искать новые рынки пытаются и украинские производители сыра, которым в апреле 2014-го Роспотребнадзор в очередной раз запретил поставки в РФ. Они надеются выйти на европейский рынок. Правда, для этого нужно привести в соответствие с европейскими нормами украинское законодательство, особенно в части сертификации продукции. По словам аналитика Украинской аграрной ассоциации Марьяна Заблоцкого, сыроделы сейчас как раз активно лоббируют соответствующие законы.

Поиск новых рынков сбыта — процесс сложный, длительный и высокозатратный. Обойти очередные торговые санкции России гораздо проще тем компаниям, у которых есть предприятия за пределами нашей страны. Так, несмотря на апрельский запрет ввоза украинского сыра на территорию РФ, у компании "Дубномолоко" (ТМ "Комо") объем поставок в РФ практически не изменился. По словам генерального директора Дубномолока Олега Волошина, у компании есть производства в Беларуси и Польше — российские санкции на них не распространяются.

Владелец производителя светодиодных табло — компании "Гранато" —
Андрей Горшковский тоже подумывает об открытии предприятия в России. "Если в Украине продаж совсем не будет, придется переносить компанию в РФ. Вместе с переносом производства мы обойдем политический риск того, что наш бизнес — из Украины", — говорит он.

Государственная помощь
Как бы ни изощрялись отечественные бизнесмены, пока Россия остается одним из главных экспортных партнеров Украины. Даже по итогам января – апреля 2014-го на поставки в РФ приходилась примерно пятая часть всего украинского экспорта. Правда эта доля постепенно сокращается: годом ранее, в январе – апреле 2013-го, она составляла почти четверть.

Одновременно растут украинские поставки в Евросоюз: с 27,6% в 2013-м до 34% в начале этого года.

Сможет ли Европа полностью заменить для Украины российский рынок? "Этого не произойдет даже после подписания экономической части ассоциации с ЕС, — категоричен аналитик ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. — До конца этого года и в 2015-м сотрудничество с ЕС не компенсирует для украинского бизнеса потерю российского рынка".

Закрытие рынка РФ для Украины (если это действительно случится), по словам Ваврищука, в первую очередь ударит по машиностроительным компаниям. "Но даже сыроделы, всерьез нацелившиеся на европейский рынок, смогут выйти на российские объемы продаж только через три-пять лет", — прогнозирует он.

Украинские машиностроители не представляют, чем займутся, если потеряют российских партнеров. "Я такой вариант развития событий (прекращение поставок в РФ. — Фокус) даже не рассматриваю", — говорит о перспективах Турбоатома Субботин.

Особенно трудно придется без российского рынка украинским предприятиям военно-промышленного комплекса. Компании уже ощутили ухудшение украинско-российских отношений. Один из высокопоставленных сотрудников госкомпании "Антонов" предполагает, что компания скоро свернет кооперацию с РФ — по крайней мере в части строительства военно-транспортных самолетов. "Но полностью прекратить сотрудничество с россиянами "Антонов" не сможет, — говорит бывший директор ГП Александр Донец. — Продукция сертифицируется по российским стандартам качества, а к европейским нормам компания не готова".

Решение для промпроизводителей очевидно: государство должно увеличить число госзаказов на продукцию машиностроителей и стимулировать внутренний спрос за счет дешевых госкредитов, считает Ваврищук.

Впрочем, отчасти украинская экономика может рассчитывать на компенсацию за счет рынка ЕС — по прогнозу Еврокомиссии, в следующем году Украина получит минимум $1,6 млрд дополнительных поступлений от роста экспорта и снижения пошлин. Остальное будет зависеть от самих компаний — того, насколько быстро они смогут подтянуть качество до европейского и получить соответствующие сертификаты. Ничего невозможного в этом нет: 20 лет назад на долю Евросоюза приходилось чуть больше 1/8 украинского экспорта против нынешней трети.

Елена Шкарпова, Фокус