Смотрящие инвесторы. Кому достанется "Центрэнерго"
Правительство обещает до конца года продать крупнейший генерирующий актив. Основной претендент на его приобретение — поставщик угля на государственные электростанции и "консультант" Игоря Насалика Виталий Кропачев
До конца года Кабмин хочет продать 78,3% акций одного из крупнейших производителей электроэнергии в Украине — государственного предприятия "Центрэнерго". Фонд госимущества планирует провести аукцион в конце ноября — начале декабря. Минфин уже сообщил, что польское подразделение компании Ernst & Young, которое выступает инвестиционным консультантом приватизационной сделки, оценило 78,3% акций Центрэнерго почти в 6 млрд грн (около $226 млн). Напомним: в конце 2015-го министр экономики Айварас Абромавичус в правительстве Арсения Яценюка оценивал актив в $200 млн, хотя независимые аналитики во время попытки продаж Центрэнерго в 2014–2015 годах неоднократно говорили о завышении цены, что отсекало прозрачные иностранные компании.
Виталий Трубаров, и. о. главы Фонда госимущества, заявил, что желающих купить Центрэнерго немного. "Все зависит от того, сколько будет стоить лот и какие инвестиционные обязательства возложат на инвестора", — поясняет Андрей Бойцун, член Стратегической группы советников КМУ. — У нас есть плохой опыт приватизации Одесского припортового завода в 2016 году. Из-за слишком высокой цены он был неинтересен".
По мнению Александра Паращия, руководителя аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital, сегодня разумная цена за пакет акций — до 4 млрд грн. В этом случае можно ожидать реальный интерес со стороны инвесторов.
Чьих будете?
Пока о желании купить актив заявил лишь один из участников энергетического рынка — бизнесмен из Тореза Виталий Кропачев. Сейчас он миноритарий Центрэнерго и главный поставщик угля на принадлежащие предприятию электростанции. Его имя регулярно всплывает в схемах, связанных с этой госкомпанией.
Малоизвестный еще несколько лет назад предприниматель сумел выстроить угольную империю, масштабы которой уступают лишь ДТЭК Рината Ахметова. Он владеет несколькими шахтами и углеобогатительными фабриками и неоднократно заявлял о стремлении и дальше наращивать активы.
Польское подразделение компании Ernst & Young, которое выступает инвестиционным консультантом приватизационной сделки, оценило 78,3% акций Центрэнерго почти в 6 млрд грн
Стремительный успех донецкого бизнесмена вряд ли был бы возможен без близких связей с властями. Кропачева часто называют "смотрящим" по угольной отрасли. Долгое время Кропачев оставался одним из донбасских предпринимателей местного масштаба. Но после Революции достоинства и оккупации территорий родного региона занялся активной общественной деятельностью — финансировал добробаты и первым передал в Киев видео с места падения сбитого россиянами малайзийского боинга. Это дало ему возможность обрасти полезными контактами. Как писала "Экономическая правда", в 2015 году советник главы МВД Антон Геращенко познакомил Кропачева с первым замом главы БПП Игорем Кононенко. В результате донецкий бизнесмен якобы стал новым "смотрящим" по угольной отрасли, заменив Сергея Тригубенко. Естественно, и Кропачев, и Кононенко какие-либо связи между собой отрицают. Кропачеву довольно быстро удалось найти общий язык и с министром энергетики Игорем Насаликом. Как пояснил чиновник в одном из своих интервью, Кропачев хочет вкладывать деньги в шахты и на общественных началах подсказывает министру, какие мероприятия нужно реализовать на госшахтах, "чтобы их "зарядить и чтобы они начали работать". Однако можно предположить, что связи Насалика с Кропачевым не ограничиваются исключительно деловыми отношениями. Так, журналисты программы "Схемы" запечатлели бизнесмена, направлявшегося на закрытую вечеринку в честь дня рождения министра.
Как бы там ни было, именно с 2015 года бизнес Кропачева начал стремительно расти. Интересно, что его обогатительные фабрики ранее принадлежали компании "Донбасский расчетно-финансовый центр", связанной с Александром Януковичем. Контрольный пакет акций шахты "Краснолиманская" Кропачев купил у своего товарища Игоря Гуменюка. Последнему часто приписывают управление активами в интересах Януковича. Михаил Волынец, глава Независимого профсоюза горняков Украины, ранее отмечал, что Гуменюк продал контрольный пакет акций шахты, так как его "просто дожали". "Он — с Донбасса и имеет много связей. И не новичок в угольном бизнесе. К тому же не секрет, что шахты "Краснолиманская", "Селидовуголь" и ряд других имеют огромные запасы угля. Почему они не разрабатывались раньше — это другой вопрос. Значит, вечно дотационные государственные шахты были кому-то выгодны. Сейчас ситуация изменилась", — говорит Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети "ОПОРА".
При этом Кропачев пользуется сохранившейся со времен Януковича схемой. Добыча угля на "Краснолиманской" происходит в рамках частно-государственного партнерства. Контролируемое Кропачевым общество с ограниченной ответственностью арендует у госпредприятия пласты угля и ведет их разработку. Однако по факту это происходит за счет подземной инфраструктуры "Краснолиманской". Более того, по некоторым данным, несколько месяцев назад структура Кропачева подала иск на 2,8 млрд грн к госкомпании о незаконном использовании последней переданных в аренду недр. Нельзя исключать, что таким образом Кропачев хочет стать главным кредитором госшахты и получить преференции в случае ее приватизации. Сложно представить, что подобная схема использования госимущества могла бы существовать без попустительства Минэнерго.
Приблизительно тогда же в Центрэнерго произошли кадровые изменения, а имя Кропачева стало появляться в описаниях схем, связанных с госкомпанией. К примеру, как писала "Экономическая правда", в июне 2017-го состоялся тендер на транспортно-экспедиционное обслуживание 700 тыс. тонн импортного угля в украинских портах. Заказчиком выступил Центрэнерго, а победителем стала некая компания "Екскомсервіс", которую на рынке связывают с Виталием Кропачевым. Цена сделки — 156,7 млн грн, что в пересчете составляет около $8,5 за тонну. Это практически вдвое превышает рыночные тарифы. Любопытно, что данная компания начала регулярно выигрывать тендеры Центрэнерго с 2016 года, когда Кропачев якобы стал "смотрящим" по угольной отрасли.
С 2017-го основным поставщиком угля на Центрэнерго является шахта "Краснолиманская", которую также контролирует Кропачев. Сегодня около 83% общего объема поставок на ТЭС Центрэнерго осуществляют предприятия, подконтрольные бизнесмену: шахта "Краснолиманская", а также три углеобогатительные фабрики — "Украина", "Россия" и "Мирноградская".
По подсчетам члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, из-за этого госшахты были вынуждены сократить производство угля почти на 1 млн тонн в год. "В Центрэнерго продукцией какого-то из производителей угля должны пожертвовать — либо госшахтами, либо "Краснолиманской". Учитывая, чей человек Кропачев, то кем пожертвуют — догадайтесь сами", — написал эксперт на своей странице в Facebook. Кропачев активно скупает не только энергетические компании. Как выяснили журналисты программы "Схемы", связанные с донецким предпринимателем компании с 2016 года купили или взяли в аренду несколько инфраструктурных объектов Запорожского алюминиевого комбината. При этом они получили активы по заниженным ценам.
В деле. Виталия Кропачева называют "смотрящим" по угольной отрасли
Деятельность Кропачева давно вызывает интерес НАБУ. В прошлом году проходили обыски в офисах якобы контролируемых им компаний, а также в его доме. А Краматорский городской суд Донецкой области предоставил Следственному управлению финансовых расследований ГФС в Донецкой области доступ к документам ряда госшахт и связанных с Кропачевым компаний в рамках расследования уголовного дела, которое касается закупок госшахтами товаров по завышенным ценам.
Почему так дорого?
Пока сложно говорить, кто кроме Кропачева заинтересуется аукционом по продаже Центрэнерго. "Учитывая то, как зарубежные компании ранее заходили в генерацию, я бы не ожидал, что американцы и европейцы готовы массово бороться за Центрэнерго. Проблема в том, что угольная генерация небезопасна для окружающей среды. Поэтому приобретение тепловых электростанций плохо ложится в стратегию инвестирования крупных участников рынка", — поясняет Андриан Прокип, эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего".
Тем не менее можно предположить, что по крайней мере формальные конкуренты у Кропачева на приватизационном конкурсе будут. "Возможно, на конкурс придут иностранные инвесторы. Неоднократно о своем желании участвовать в приватизации заявляла компания ЭРУ (Энергетические ресурсы Украины. — Фокус) с иностранными партнерами. Кроме того, ФГИУ объявлял об интересе со стороны инвесторов из Китая, Индии, Турции", — говорит о заинтересованности иностранных инвесторов Денис Саква, старший аналитик Dragon Capital.
Андрей Фаворов, владелец ЭРУ, называет себя частным независимым трейдером. Несколько лет назад он рассказывал Фокусу, что в случае Центрэнерго его компания представляет интересы иностранных покупателей, в число которых входят крупнейшие европейские энергетические концерны. Однако по ряду инсайдерских данных, ЭРУ входит в орбиту интересов экс-главы АП Бориса Ложкина. Именно с его покровительством якобы связаны выигранные в свое время ЭРУ тендер на поставку на Одесский припортовый завод газа по давальческим схемам и тендер Укртрансгаза общей стоимостью около 17 млрд грн. Кроме того, в интернет недавно попала внутренняя отчетность ЭРУ. Из слитых в Сеть документов следует, что компания значительную часть прибыли выводит за границу на счета аффилированных структур по нетоварным операциям предоставления информационно-консультативных услуг. Могла бы столь примитивная схема остаться без пристального внимания фискалов, не имей Фаворов покровительства в высоких кругах?
Деятельность Кропачева давно вызывает интерес НАБУ. В прошлом году проходили обыски в офисах якобы контролируемых им компаний, а также в его доме
Сам Фаворов какие-либо связи с Ложкиным отрицает и говорит, что пока не известны условия приватизации Центрэнерго, об интересе его компании к приобретению актива говорить преждевременно.
Тем не менее, учитывая прошлый интерес предпринимателя к активу, кажется правдоподобной схема, при которой на торги по Центрэнерго подают заявки Кропачев и Фаворов. Однако непосредственно перед аукционом Фаворов отказывается от участия, заявляя, что в результате due diligence обнаружились нюансы, из-за которых его европейским партнерам Центрэнерго стал неинтересен. Впрочем, пока это лишь гипотетическое предположение редакции.
Но о том, что приватизацию актива готовят под конкретного покупателя, косвенно свидетельствует и проект распоряжения Кабмина относительно приоритетного использования газового угля в тепловой генерации. Если этот документ подпишут, первыми в работу включатся ТЭС, работающие на газовом угле, вне зависимости от цены на антрацитный уголь. Соответственно, они будут производить больше электроэнергии и приносить больший доход своим владельцам.
В состав Центрэнерго входят три теплоэлектростанции: Углегорская ТЭС, Трипольская ТЭС, Змиевская ТЭС. Их суммарная установленная мощность составляет 14% генерирующей мощности Украины. Как заявляет и. о. гендиректора компании Олег Коземко, сегодня Центрэнерго работает исключительно на газовой группе угля. Он объясняет, что это стало возможным благодаря переоборудованию первого и пятого блоков Змиевской ТЭС и четвертого блока Трипольской теплостанции в 2016–2017 годах.
По данным эксперта Андрея Геруса, около 85% угля газовых марок в Украине добывает ДТЭК Рината Ахметова, около 6% — шахта "Краснолиманская", которую контролирует Кропачев. Однако участие структур Ахметова в приватизации Центрэнерго — маловероятный сценарий. "ДТЭК, скорее всего, не купит Центрэнерго, в первую очередь потому, что Антимонопольный комитет не согласует такую операцию. Иначе вся тепловая генерация окажется в руках одной компании", — поясняет Андриан Прокип.
Де-юре Центрэнерго находится в состоянии банкротства с 2004 года, но по факту это лишь помогает активу улучшать операционные показатели. "Дело о банкротстве использовалось компанией как инструмент для защиты от кредиторов. На данный момент подтвержденная задолженность составляет около 150 млн грн", — говорит Денис Саква.
- Читайте также: Со скелетом в шкафу. Почему ФГВФЛ не удается продать крупнейшие активы лопнувших банков
Процесс приватизации крупнейшего государственного производителя электроэнергии начинается не с лучшими вводными. Если предприятие отдадут по договоренности, как это уже происходило не раз, мир в очередной раз убедится: власть денег и кумовство в Украине выше любых законов.