Обещанного три года ждут. Почему в Украине не работает Экспортно-кредитное агентство
После кризиса 2014-2015 годов в стране озадачились поддержкой экспортеров. С этой целью в декабре 2016 года Верховная Рада приняла закон о создании государственного агентства, которое возьмет на себя страхование, гарантирование и удешевление кредитования экспорта. Однако эти механизмы до сих пор не действуют
Украинские экспортеры в 2018 году поставили за рубеж товаров на сумму около $47,3 млрд. По сравнению с 2017 годом этот показатель вырос на 9,4%. Однако объем импорта при этом вырос на 15,3%, за счет чего разница между стоимостью экспорта и импорта (сальдо) выросла до –9,8 млрд долларов.
В первом квартале 2019 года похожие тенденции сохранились - сальдо торгового баланса по-прежнему отрицательное, а импорт растет быстрее, чем экспорт. Да и в целом подобная картина характерна для экономики Украины. Например, в 2012 году, когда объем товарного экспорта достиг исторического максимума в $68,8 млрд, сальдо внешнеторгового баланса также было отрицательным и составляло –15,85 млрд долларов.
В развивающихся странах превышение импорта над экспортом (когда государство за рубежом больше покупает, чем продает) может говорить о невысокой конкурентоспособности экспортеров. Как правило, эта неприятная тенденция способствует вымыванию валюты из страны, что, в конечном счете, приводит к девальвации нацвалюты.
Теоретически, исправить положение дел может приток иностранных инвестиций, который в Украине пока оставляет желать лучшего, экспорт услуг, заимствования за рубежом и др. И с учетом всех поступлений, кроме выручки от экспорта, Украине удается свести платежный баланс с небольшим плюсом. Вместе с тем для стабильного развития экономики для государства очень важно стремится к профицитному торговому балансу (когда экспорт превышает импорт).
Спасение рядового экспортера
Чтобы соскочить с "долговой иглы", преломить глобальный тренд девальвации гривны и повысить конкурентоспособность экономики, Украине нужно наращивать объем экспорта. И эта задача в последние годы стала одним из главных приоритетов в экономической политике государства.
Частью экосистемы поддержки экспортеров, которую Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) реализует с 2016 года, должно было стать Экспортно-кредитное агентство (ЭКА). Его создание предусматривает закон "Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения путем страхования, гарантирования и удешевление кредитования экспорта" от 20 декабря 2016 года.
В числе задач ЭКА - упрощение доступа экспортеров к мировым рынкам за счет механизма страхования рисков по контрактам, предоставления гарантий по договорам, компенсации процентной ставки по кредитам и т.п.
В частности, под гарантии ЭКА коммерческие банки могли бы кредитовать украинских производителей по более низким процентным ставкам. Благодаря этому себестоимость украинской продукции становилась бы ниже, а конкурентоспособность экспортеров на внешних рынках повысилась бы.
Кроме этого, отечественные компании с опорой на ЭКА, которое может компенсировать убытки по внешнеэкономическому контракту от коммерческих и политических рисков, смогли бы смелее выходить на новые рынки и таким образом расширили бы географию украинского экспорта.
По оценкам МЭРТ экономический эффект от полноценного запуска ЭКА будет состоять в увеличении количества украинских компаний, которые начнут поставлять продукцию с высокой добавленной стоимостью за границу. За счет этого в стране будут открываться предприятия, появляться новые рабочие места.
Важно"На каждый доллар, вложенный в непосредственную деятельность ЭКА, можно получить прирост товарного экспорта на $6-8. И это будет продукция машиностроения, энергетическое оборудование в том числе и для атомных электростанций, транспортные двигатели, самолеты и т.п." - говорит Борис Соболев, главный советник главы правления Укрэксимбанка. По его словам в мировой практике самолеты, корабли и т.п. обычно продаются с поддержкой ЭКА, а наши производители, зачастую, даже формально не могут принять участие в зарубежном тендере без участия украинского ЭКА.
Как следствие в структуре экспорта Украины преобладает сырье, а не продукция с высокой добавленной стоимостью. А обо всех плюсах деятельности ЭКА пока приходится говорить только в сослагательном наклонении. Ведь, несмотря на декларации государства о поддержке экспортеров, подобная организация в Украине полноценно так и не заработала.
Бесконечная история
О создании ЭКА в Украине задумывались задолго до принятия вышеназванного законопроекта в 2016 году. "Для Украины этот вопрос актуален с момента перехода от монополии внешней торговли к свободному рынку, то есть с 1996 года, - говорит Борис Соболев. - Поэтому в законе "О внешнеэкономической деятельности" было заложено положение о создании правительством специализированного агентства, которое будет предоставлять гарантии для украинских производителей, экспортирующих товары и услуги с высокой добавленной стоимостью".
Чтобы создать в Украине ЭКА не нужно было заново изобретать велосипед. По информации Минэкономразвития на сегодня в мире успешно функционирует около 100 ЭКА, большая часть из которых входят в Бернский союз - ведущую ассоциацию кредитных и инвестиционных страховщиков. Более того, как отмечает Соболев, чтобы украинским экспортерам конкурировать на внешнем рынке, где каждое предприятие поддерживается национальным ЭКА, правительство должно было бы давно создать аналогичную госструктуру. Это вполне соответствует положениям Всемирной торговой организации, куда Украина входит с 2008 года, и соглашению о свободной торговле с ЕС, которое начало действовать с 2016 года.
После того, как в конце 2016 года в Украине появилась законодательная база для организации ЭКА, Кабмин в шестимесячный срок со дня вступления соответствующего закона в силу (с 1 января 2017 года) должен был создать агентство, обеспечить его уставным капиталом и принять нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность новосозданной организации. Однако что-то пошло не так, и украинские экспортеры продолжают ожидать полноценного запуска агентства вот уже третий год.
Борис Соболев возлагает ответственность за промедление на Минэкономразвития. Он отмечает, что правительство, по сути, игнорирует требования закона, уже принятого и подписанного президентом в 2016 году - то есть, подходит к выполнению законодательства избирательно.
В Минэкономразвития, напротив, вопрос Фокуса о причинах торможения процесса запуска ЭКА, сочли некорректным. "Закон вступил в силу в конце 2016 года, однако в госбюджете на 2017 год не были предусмотрены средства на создание ЭКА, - объясняют в МЭРТ. - В феврале 2018-го Кабмин принял постановление, которое утверждает уставные документы ЭКА и после того, как Верховная Рада предусмотрела в бюджете на 2018 год финансирование уставного капитала ЭКА, правительство смогло зарегистрировать ЗАО "ЭКА" как юрлицо и провести эмиссию акций".
В Госбюджете 2018 года на ЭКА выделили 200 млн грн. В 2019 году на "мероприятия по созданию и организации функционирования экспортно-кредитного агентства в Украине" из бюджета направили только около 79,3 млн грн.
По оценкам экспертов такого финансирования недостаточно для полноценной работы агентства. "Суммы, которая выделена из бюджета, хватит только на покрытие расходов на функционирование самого агентства - его открытие, набор персонала и т.д", - говорит Андрей Бутин, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций. - Для полноценной работы (страхования, кредитования и т.п.) этих средств однозначно не достаточно".
ВажноПо информации МЭРТ, по состоянию на сегодня деятельность ЭКА как раз и заключается в формировании команды и разработке основных документов. Согласно опубликованной на сайте ЭКА официальной информации, в 2019 году в агентстве должны работать 33 штатных сотрудника со средней зарплатой 33,8 тыс. грн в месяц.
Руководитель организации получает около 68 тыс. грн в месяц. С октября 2014 года исполняющим обязанности главы правления ЭКА назначен Игорь Пульвас - персона непубличная, о которой практически ничего не известно.
В МЭРТ заявляют, что в дальнейшем размер капитала ЭКА будет увеличен в зависимости от финансовых инструментов, которые начнет использовать ЭКА в своей деятельности. Финансовый план на следующий год и конкретные объемы расходов на операционную деятельность ЭКА сейчас рассчитываются. То есть, конкретные цифры в Минэкономразвития не называют и будущее госагентства по-прежнему выглядит неопределенным.
Слепили, из того что было
Возможно, проблемы с созданием ЭКА в Украине связаны с качеством законодательной базы. Ведь принятый в 2016 году закон "Об обеспечении масштабной экспансии экспорта товаров (работ, услуг) украинского происхождения путем страхования, гарантирования и удешевление кредитования экспорта" по оценкам экспертов оказался сырым и недоработанным.
"Принятый закон содержит значительное количество шероховатостей и противоречий, которые могут негативно влиять на создание и эффективность функционирования ЭКА в Украине", - говорится в аналитической записке, которую Андрей Бутин еще в 2017 году подготовил совместно со своим коллегой Александром Кринициным. Авторы отдельно указывают на то, что положения действующего закона содержат коррупционные риски.
Как отмечает Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии, чтобы понять насколько коррупционный риск реален, нужно дождаться завершения создания агентства и увидеть его первые шаги. "Важно чтобы ресурс ЭКА использовался прозрачно, на конкурентных началах, с равным доступом, а не только для ограниченного круга лиц, - говорит Яблоновский. - Функции ЭКА следует ограничить страхованием и в идеале для осуществления операций привлечь ресурс международных финансовых организаций, а их представителей ввести в набсовет агентства".
Независимый наблюдательный совет, как и в случае с госбанками и другими госпредприятиями, мог бы стать надежным предохранителем от коррупции в ЭКА. По мнению Андрея Бутина люди, которые войдут в набсовет, должны быть широко известны, иметь определенный статус и обладать беспристрастностью, что позволит агентству нормально работать.
Впрочем, как отмечает Борис Соболев, функции наблюдательного совета ЭКА пока исполняет Минэкономразвития, которое превратило агентство в некий придаток министерства.
Для того, чтобы исправить шероховатости законодательной базы и, наконец, полноценно запустить ЭКА, рабочая группа разработала проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективного функционирования Экспортно-кредитного агентства". В апреле 2018 года Кабмин внес его в Верховную Раду. Однако документ до сих пор ожидает рассмотрения.
ВажноКанун досрочных парламентских выборов и последующую за ним дележку министерских портфелей вряд ли можно назвать благоприятным периодом для рассмотрения законодательной инициативы до которой у народных избранников уже более года не доходят руки. Поэтому велик риск того, что и в 2020 году ЭКА продолжит функционировать в "спящем режиме" ожидая коррекции законодательной базы. При этом из бюджета снова выделят средства на оплату труда его персонала и операционных расходов агентства. "Я, как один из авторов идеи, очень переживаю, что она будет дискредитирована и искажена, особенно в глазах наших международных кредиторов", - сетует Борис Соболев.