Отдай долг, родина. Как Украина будет выплачивать рекордный объем платежей по госдолгу

Фото: Getty Images, Михаил Палинчак
Фото: Getty Images, Михаил Палинчак

На май 2019 года — период смены власти в стране — приходятся пиковые выплаты по госдолгу. Фокус выяснил, пройдут ли они гладко и стоит ли опасаться дефолта в последующий период

478,2 млрд грн Украина должна выплатить в 2019 году по своим долгам (около $18,1 млрд по курсу НБУ на начало мая 2019 года). Для сравнения: капиталы украинских бизнесменов, занявших первые пять позиций в рейтинге Фокуса "100 самых богатых людей Украины" (Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов, Константин Жеваго и Вадим Новинский) в совокупности составляют $16,2 млрд.

Сумма 478,2 млрд грн, по оценкам Министерства финансов Украины, — рекордный объем платежей по госдолгу за период с 2019-го по 2040 год. В 2020-м выплаты должны снизиться до 321,3 млрд грн, в 2021-м — до 248,1 млрд грн, а в 2022-м — до 192,2 млрд грн.

В сравнении с 478,2 млрд грн даже наиболее затратные статьи расходов госбюджета страны выглядят скромно. Например, в качестве дотации Пенсионному фонду на 2019 год выделено 167,5 млрд грн, Минобороны отводится около 102,5 млрд грн, Мин­здраву — 39,4 млрд грн.

Из общей суммы 478,2 млрд грн на погашение внутреннего госдолга приходится 328,8 млрд грн. По внешнему нужно выплатить 149,4 млрд грн. Только за обслуживание госдолга Украине в текущем году придется израсходовать 123,1 млрд грн. Из них 72,9 млрд грн пойдут на выплату процентов по внутреннему долгу и 50,2 млрд грн — по внешнему. То есть плата за использование кредитных средств в 2019 году превысит бюджет Министерства обороны.

Трудный возраст

Словно по иронии судьбы, наибольшие выплаты по госдолгу пришлись на период президентских выборов и смены президента — на II квартал 2019 года. По данным Минфина, за апрель–июнь Украина должна отдать кредиторам 156,2 млрд грн — около трети от общего объема годовых выплат.

Самым трудным месяцем представляется май. По подсчетам группы ICU, в таком случае выплаты по госдолгу составят около $2,7 млрд. "В 2019-м долговая нагрузка на бюджет распределена неравномерно. Наибольшие выплаты приходятся на май и сентябрь, немного меньшие — на июнь и июль", — комментирует график выплат Тарас Котович, старший финансовый аналитик ICU. Но поскольку значительная часть денежных привлечений осуществляется за счет краткосрочных облигаций, эксперт не исключает, что относительно спокойный IV квартал также станет перегруженным внутренними выплатами.

В резервах НБУ сейчас достаточно валюты, даже если сотрудничество с МВФ приостановится, а новые размещения еврооблигаций не состоятся

Впрочем, о погашении внутреннего долга беспокоиться вряд ли стоит. "Минфин активно и успешно занимает ресурсы на внутреннем рынке, а при снижении учетной ставки НБУ делать это ему будет еще проще", — комментирует Виталий Шапран, главный эксперт Совета НБУ. То есть основным источником риска остаются выплаты по внешним долгам, а не внутренний рынок.

Пиковые нагрузки по внешнему долгу тоже приходятся на май и сентябрь. Дмитрий Боярчук напоминает, что по графику на май запланирована выплата $1 млрд по еврооблигациям, которые привлекались под гарантии правительства США, а на сентябрь намечен еще один платеж по еврооблигациям на сумму $661 млн. Кроме того, с мая по декабрь нужно погашать тело кредита МВФ общим объемом $1,1 млрд.

Майские платежи у опрошенных экспертов не вызывают опасений. По мнению Дмитрия Чурина, главы аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital, выплаты госдолга в мае пройдут в рамках запланированных объемов и сроков.

Смена президента на этот процесс практически не оказывает влияния. "Правительство обязано, как и раньше, выплачивать закрепленные в бюджете суммы для погашения долгов, выполнение бюджета идет по утвержденному плану", — говорит Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ). То есть что бы ни происходило на политических фронтах, государственная машина пока движется в заданном направлении.

Сентябрьские выплаты вызывают большее беспокойство. "Основной неопределенностью остаются источники погашения валютного долга в сентябре, — продолжает Дмитрий Чурин. — Решение вопроса будет зависеть от того, останется ли Украина в программе МВФ и будет ли у государства возможность привлечь новый внешний долг, выпустив еврооблигации под приемлемые проценты".

Впрочем, по мнению Боярчука, для выполнения внешних обязательств в резервах НБУ сейчас достаточно валюты, даже если сотрудничество с МВФ приостановится, а новые размещения еврооблигаций не состоятся. То есть на период политической турбулентности запас прочности у страны есть, так что риск дефолта минимален. Напомним, по состоянию на апрель объем международных резервов НБУ составлял $20,6 млрд.

Если все пойдет не так

Впрочем, относительным спокойствием в государственных финансах обольщаться не стоит. Если государство не будет рефинансировать свои старые долги, то есть снова брать в долг, чтобы смягчить пиковую долговую нагрузку, накопленные ресурсы быстро истощатся. Тогда к 2020 году Украина окажется перед лицом масштабного долгового кризиса.

Попробуем сопоставить подобный ход событий с более понятной житейской ситуацией. Допустим, вам нужно соседу срочно вернуть старый долг, после чего до следующей зарплаты придется остаться вовсе без денег. В такой ситуации будет разумно занять часть суммы у кого-то другого на более длительный срок. Иначе вы либо подведете кредитора, либо станете перебиваться с хлеба на воду.

Влезать в новые долги, чтобы расплачиваться со старыми, — далеко не лучший сценарий ни для человека, ни для государства. Однако это меньшее зло в сравнении с дефолтом (неспособностью выполнить долговые обязательства) или строжайшей экономией ради быстрого погашения всех займов.

"Последствия дефолта для экономики обычно печальны: "мусорный" рейтинг государства, отток инвестиций и кредитов, девальвация валюты, падение производства и платежеспособного спроса", — предупреждает Роман Солтисяк, экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС). В качестве примера он приводит дефолт 1998 года в России, вследствие которого рубль обесценился в три раза и уровень жизни населения заметно упал.

Альтернативный сценарий — политика жесткой экономии, которую ввел румынский диктатор Николае Чаушеску в 1980-х годах ради быстрого погашения всех внешних долгов по кредитам. В результате развитие экономики социалистической Румынии замедлилось, в стране воцарился дефицит, а обедневшее население перебивалось хлебом и молоком, которые выдавали по карточкам. В итоге диктаторский режим Чаушеску в 1989 году смела революция, жизнь инициатора политики жесткой экономии закончилась казнью.

Но вернемся к украинским реалиям. Чтобы рефинансировать старые долги и не допустить развития негативных сценариев, Украине нужно получить два транша от МВФ по $1,3 млрд каждый в мае и ноябре. "Деньги МВФ пойдут не в бюджет, а на пополнение золотовалютных резервов НБУ, однако продолжение программы с фондом станет положительным стимулом для привлечения средств в бюджет от других кредиторов", — отмечает Роман Солтисяк. В первую очередь речь идет о новых заимствованиях на внешнем рынке, которые в случае появления проблем с МВФ окажутся под вопросом.

Объем золотовалютных резервов, с которыми Украина войдет в 2020 год, станет индикатором финансового здоровья. "Если МВФ откажет Украине, золотовалютные резервы к концу года приблизятся к критическому уровню — эквиваленту трех месяцев импорта, — говорит Евгения Ахтырко, аналитик инвесткомпании Concord Capital. — Это повлечет за собой снижение кредитных рейтингов страны, что еще больше уменьшит шансы выхода на рынки внешних заимствований".

Fullscreen

От перемены слагаемых. Несмотря на смену президента правительство обязано, как и раньше, выплачивать закрепленные в бюджете суммы для погашения долгов

Тогда к концу 2019-го у страны уже не останется резервов, чтобы дальше справляться с долговой нагрузкой. А в 2020-м Украине предстоит выплатить по госдолгу 321,3 млрд грн. При этом куда более рисковые платежи по внешнему долгу составят 179 млрд грн — на 29,5 млрд грн (почти на 20%) больше, чем в 2019 году. Осложнить ситуацию может новый мировой экономический кризис, наступление которого в 2020 году прогнозируют некоторые экономисты.

"Сценарий "блокировки" правительств, еще большего замедления мировой экономики или ухудшения отношений с соседями могут подтолкнуть Украину к дефолту, — продолжает Егор Киян. — Это приведет к падению гривни, усилению шаткости банковской системы, оттоку капитала, остановке инвестиций и кредитных линий". Однако подобное развитие событий эксперт считает маловероятным.

В долгу перед будущим

Чтобы не допустить развития негативных сценариев, Украине в 2019 году придется одалживать снова и снова, как бы того ни не хотелось политикам из разных политических лагерей. При этом главным гарантом стабильности будут именно транши МВФ, сколько бы ни рассуждали все те же политики о необходимости отказа от работы с фондом или списания госдолга.

Пока сотрудничество с МВФ движется по накатанной колее. "Планы относительно получения траншей МВФ публичны (май и сентябрь 2019 года. — Фокус), но с учетом фактора выборов транши могут быть перенесены на более поздние даты, — рассуждает Виталий Шапран. — А на внешних рынках капитала условия заимствований даже лучше, чем 6–8 месяцев назад".

Примечательно, что на руку Украине также играет конъюнктура на газовом рынке. "Ключевое требование МВФ для получения следующего транша относительно приведения цены на газ для населения до уровня 80% от рыночной Украина уже выполнила благодаря падению цены на газ на внешних рынках, — объясняет Дмитрий Боярчук. — Различные политические игроки наперегонки пытаются приписать себе заслугу в том, что с 1 мая цена на газ не растет, а падает, но благодарить за это нужно только глобальные тенденции".

Учитывая это, Боярчук на 90% уверен в том, что следующий транш от МВФ в $1,3 млрд Украина получит до конца лета. Это станет своеобразной гарантией того, что страна справится с сентябрьскими выплатами и во всеоружии встретит насыщенный платежами 2020 год.

Объем золотовалютных резервов, с которыми Украина войдет в 2020 год, станет индикатором финансового здоровья страны

Дальнейшую ситуацию с госдолгом пока прогнозировать сложно. Многое будет зависеть от позиции новоизбранного президента, расстановки сил в парламенте и состава нового правительства. Если во власти будут доминировать популистские настроения, способные привести в дисбаланс госфинансы и поставить под вопрос выплату долгов, над страной снова замаячит призрак дефолта.

Вместе с тем будущему политическому истеблишменту пора осознать, что лучшим лекарством от дефолта выступают даже не транши МВФ, а более интенсивный экономический рост. "С существующими темпами роста экономики 2–3% за год в последующие годы риск технического дефолта Украины будет только увеличиваться, — считает Егор Киян. — Для нивелирования таких тенденций украинской экономике нужно достичь роста минимум 5% в год за счет привлечения инвестиций, ставки на современные драйверы роста и успешной интеграции в мировую инфраструктуру". Иначе, по мнению собеседника Фокуса, Украина рискует так и не воспользоваться открывшимся для нее окном возможностей.