"Речь идет о миллиардах". Что выиграет бюджет Украины от Большой приватизации

Тарас Елейко, Фонд госимущества, Большая приватизация
Фото: Пресс-служба ФГИУ | Замглавы Фонда госимущества Тарас Елейко: "Мы ликвидировали коррупционные практики. Приватизация принесет в госбюджет миллиарды"

Каковы ожидания от Большой приватизации, какие предприятия первыми в 2021 году получат новых инвесторов, а также — почему процесс приватизации в минувшие годы шел весьма слабыми темпами Фокусу рассказал заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины Тарас Елейко.

"Мы ликвидировали коррупционные практики. Приватизация принесет в госбюджет миллиарды", — говорит замглавы Фонда госимущества Тарас Елейко в интервью Фокусу.

Как вы оцениваете перспективы 2021 для Большой приватизации? Есть ли реалистичный план поступлений в бюджет от Малой и от Большой приватизации по итогам 2021 года?

— После разблокирования Большой приватизации план поступлений является абсолютно реальным. Более того — изначально планировалось заложить показатель поступлений от приватизации на уровне 6 млрд грн, но Фонд госимущества настоял на увеличении этой суммы до уровня 12 млрд грн. Наши расчеты показывают абсолютную реалистичность такого показателя, что возможно благодаря разблокированию аукционов Большой приватизации.

Верховная Рада разблокировала Большую приватизацию. Что это значит? Когда можно ожидать проведения первого аукциона по продаже объекта из списка Большой приватизации?

— Это означает масштабное привлечение постоянных инвестиций через приватизацию и возвращение на путь, по которому мы должны были пройти еще десятилетия назад.

Большая приватизация, голосование в Верховной Раде - скриншот табло
30 марта 2021 года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект закона о разблокировании Большой приватизации.
Фото: spfu.gov.ua

ТОП-3 объекта большой приватизации на 2021 год: АО "ОГХК", завод "Большевик" и "Президент Отель"

Мы ожидаем, что уже летом сможем провести аукционы по приватизации "Объединенной горно-химической компании" и "Первого киевского машиностроительного завода" ("Большевик"). На этих предприятиях работают инвестиционные советники и подготовка к аукциону находится на завершающих этапах. Аукцион по приватизации "Президент Отеля" ожидается в третьем квартале 2021 года. Это будут первые предприятия большой приватизации за последние 15 лет, со времен "Криворожстали".

Какую работу проводит Фонд для обеспечения успешных аукционов по предприятиям Большой приватизации? Сколько времени понадобится, чтобы провести аукционы по всем указанным в перечне объектам?

Стандартная процедура подготовки объекта Большой приватизации занимает 11-12 месяцев при условии отсутствия существенных проблем на предприятии. Следовательно, говорить о скорой продаже всех 23 предприятий Большой приватизации пока сложно.

Кроме "ОГХК" и "Большевика", в этом году можно рассчитывать на приватизацию "Президент Отеля" в Киеве и начало подготовки облэнерго.

Есть ли спрос со стороны инвесторов? Получаете уже от них обращения, видите ли заинтересованность, это иностранные или украинские компании?

Мы не только получаем обращения, но и проводим проактивную работу в направлении коммуникации с потенциальными инвесторами, предоставляем информацию об активах и консультируем по процедурам для этого. "ОГХК" интересовалось 8 потенциальных инвесторов, из которых шесть — зарубежные.

ТОП-3 объекта Большой приватизации на 2021 год: АО "ОГХК", завод "Большевик" и "Президент Отель". Это будут первые предприятия Большой приватизации за последние 15 лет, со времен "Криворожстали".

Сколько могут стоить объекты Большой приватизации в итоге?

Цель Фонда — обеспечить приватизацию активов по рыночным ценам и привлечь компетентных инвесторов для преобразования непродуктивных активов на продуктивные через приватизацию непрофильных для государства объектов на прозрачных аукционах.

По ценам конкретных объектов сейчас еще рано говорить, но речь идет о миллиардах, если мы говорим, например, о "ОГХК".

Стартовая цена зависит от многих факторов: экономических, технических и финансовых показателей деятельности предприятия, результатов аудита, проверок (DueDiligence: общий, финансовый, налоговый, юридический, операционный, технологический), SWOT-анализа, анализа конкурентной среды в Украине и за рубежом, маркетинговой информации по рынку, на котором работает предприятие. Определение стартовой цены отнесено к полномочиям инвестиционного советника, который, собственно, и готовит предприятие к продаже. Советник подает цену Кабинета министров Украины, а тот ее утверждает. Финальные же цены формируются исключительно на открытых и прозрачных аукционах, где участники торгов определяют реальную рыночную стоимость приватизационных активов.

Польский пример приватизации: из 8500 государственных предприятий осталось 55

Сейчас перечень объектов приведен в документе от 2019-01-16 № 36-р Распоряжение КМУ "Об утверждении перечня объектов большой приватизации государственной собственности" (с изменениями). Будет ли изменен перечень объектов Большой приватизации, планируются изменения этом или следующем году?

Да, этот перечень актуален. Сегодня в Украине 3600 государственных предприятий, которыми управляют 96 различных органов управления. Из них 1000 подлежат приватизации, а около 1000 — неработающие, что можно только ликвидировать — долги превышают стоимость. И, к сожалению, учитывая тенденции, со временем количество доведенных до ликвидации государственных активов будет только расти вместе с убытками для государства.

Позиция Фонда — на приватизацию должны быть переданы все объекты, которые не являются профильными для государства.

Но сначала Верховная Рада должна принять перечень объектов, запрещенных к приватизации — это активы, которые выполняют оборонные функции, являются естественными монополиями или нужны государству для выполнения социальных функций. Благодаря четкому перечню, существует законодательный механизм защиты интересов государства.

Далее мы должны пройти путем всех успешных государств. Например, в Польше по состоянию на начало 90-х годов было 8500 государственных предприятий, сегодня их количество — 55. Поэтому все, что не нужно государству для выполнения его функций, должно быть передано на прозрачную приватизацию.

Работа с инвестором — по принципу "все знают всё"

В 2018 году от приватизации в бюджет поступило 300 млн, в 2019 — 536 млн. Озвучьте, пожалуйста, ключевые аспекты, которые мешали в течение трех лет проводить приватизацию крупных объектов?

Главная причина — во внедрении в приватизационные процессы прозрачных и открытых принципов и механизмов. Ранее сообщение о приватизации объектов печатались в газете "Ведомости приватизации" с тиражом 400 шт на всю Украину — и на официальном сайте. Однако информации было мало, ее было трудно найти, сайт был далек от user-friendly. А если был заинтересован инвестор – то иногда ему реальную информацию об объекте на флешке продавали.

Мы ликвидировали эти устаревшие, коррупционные практики — теперь работает приватизационный онлайн-супермаркет privatization.gov.ua и виртуальные комнаты данных с подробной информацией о приватизационных активах.

…Информации было мало, ее было трудно найти, сайт был далек от user-friendly. А если был заинтересован инвестор – то иногда ему реальную информацию об объекте на флешке продавали.

Таким образом, мы внедрили принцип "все знают все" — потенциальные инвесторы, имея полную информацию об активах, могут быть уверенными в отсутствии скрытых рисков, делать финансовые планы и платить реальную рыночную стоимость объектов приватизации не "вынимая" из цены часть непредсказуемых рисков. Это влияет и на количество участников аукционов, ведь никто не будет покупать "кота в мешке", поэтому рост конкуренции на торгах свидетельствует также о возвращении доверия инвесторов.

Об отсутствии Большой приватизации в прошлые годы… Здесь нужно понимать, что такие активы являются объектом интересов различных групп влияния, которые привыкли за счет налогоплательщиков и государства обеспечивать собственные финансовые интересы. Поэтому отсутствие приватизации непрофильных государственных активов, которые не являются стратегическими, можно объяснить в первую очередь отсутствием политической воли. Сегодня такая политическая воля есть — об этом свидетельствуют не слова, а реальные действия. Даже во время запрета на проведение аукционов Большой приватизации Фонд госимущества организовал процесс их подготовки, работу приватизационных советников и стабилизацию этих активов, что приводит к увеличению их стоимости. Это позволяет максимально быстро организовать проведение самых аукционов после того, как Верховная Рада отменила этот запрет и, наконец, открыла путь для Большой приватизации.