Тысячи сотрудников потеряют работу, – эксперт о последствиях регулирования цен на бензин
В экспертной среде продолжают обсуждать решение правительства о введении лимита на торговую наценку на топливо и к каким последствиям оно приведет
14 мая на внеочередном заседании правительства были установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива: не выше 7 грн/литр. И бензина: не выше 5 грн/литр.
Это привело к неразберихе и небольшой панике на АЗС. Многие сети сняли с продажи премиальные марки топлива, потом, после разъяснений Кабмина, вернули их. Ситуация на рынке несколько успокоилась, но эксперты прогнозируют, что не надолго. Об этом пишет журнал Фокус в статье "Бензиновый лимит. Чем обернется госрегулирование цен на бензин для потребителей и власти".
"Бизнес не сможет адаптировать свои цены к постоянно меняющимся рыночным факторам и начнет нести убытки, — предупреждает Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). — Многие игроки будут вынуждены прекратить деятельность, по крайней мере частично, а десятки тысяч их сотрудников потеряют работу".
По мнению Владимира Омельченко, некоторые участники рынка вследствие принятого решения уйдут в тень и, чтобы вписаться в ценовые параметры, предпочтут реализовывать продукцию нелегально. "Они окажутся в выигрыше. Не платя налоги, смогут выполнять ценовые требования Кабмина, тогда когда "белым" компаниям будет сложно", — предупреждает Геннадий Рябцев.
Министр экономики Игорь Петрашко заявил, что введение предельных торговых надбавок на топливо – это вынужденная и временная мера на период карантина.
"Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях. Правительство за здоровую и прозрачную конкуренцию на рынке топлива. Но в то же время, правительство будет защищать простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденного карантина. Предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования", – считает Петрашко.
Напомним, 16 мая украинские АЗС на день прекратили продажу улучшенных видов топлива из-за госрегулирования цен. После разъяснений Кабмина "премиальные" А-95 и дизель вернули в продажу.