"Большая стройка" 2022. Сколько тратят на дороги и кто хочет ввозить в страну битум без пошлины

большая стройка, битум, новые дороги, ремонт дорог, импорт битума
Фото: УНИАН | Украина производит битума меньше трети от необходимого для строительства дорог количества

Власть регулярно отчитывается об успехах в развитии инфраструктурных проектов. Тем временем в парламенте зарегистрирован законопроект об импорте битума по нулевой ставке пошлины. Фокус выяснил, что происходит с битумом и дорогами.

Президентская программа "Большая стройка" уже третий год наращивает обороты. Чиновники рассказывают о тысячах новых километров в год и отчитываются об освоенных миллиардах. Иногда, впрочем, отчитываться отказываются, как в случае с Киевской окружной дорогой, — и тогда подвергаются критике. А еще прокуратура регулярно заявляет о все новых фактах растраты средств госбюджета, связанных с инфраструктурными проектами. В 2022-ом планируется и дальше быстро строить дороги и возводить мосты. Для этого компаниям, задействованным на "Большой стройке", нужен битум. Украина его производит, но недостаточно для такой строительной активности. Поэтому нуждается в импорте материала. Фокус разбирался, что с дорогами, и кому нужны низкие пошлины на импортный битум.

Дороги в темпе: как развивается "Большая стройка"

В 2019 году в рамках "‎Большой стройки" возвели 846 км дорог государственного значения, в 2020-ом году — 4056 км, в 2021-ом — 5098 км. Расходы тоже выросли: 21,3 млрд грн в 2019 году, 83 млрд грн в 2020-м и 106 млрд грн в прошлом году, об этом отчитался министр инфраструктуры Александр Кубраков на форуме "Большая Стройка: Дороги и мосты"‎ в конце декабря. А премьер-министр Денис Шмыгаль добавил: в 2022 году на строительство и ремонт дорог планируют потратить более 140 млрд грн.

Хотя в госбюджете на нынешний год Государственному агентству автомобильных дорог Украины ("‎Укравтодору"‎) причитается только 58,25 млрд грн. (в прошлом году сумма в итоге составляла 86,38 млрд грн, в позапрошлом — 45,8 млрд грн).

Дело в том, что на дороги идут деньги не только из госбюджета, но и госфонда регионального развития (ГФРР), а еще местных бюджетов. Плюс Госагентство автодорог привлекает кредитные средства под гарантии государства. Например, летом 2021 года агентство разместило еврооблигации под 6,25% на семь лет. Александр Кубраков назвал это большим достижением и пообещал продолжать такую практику.

Не обходится и без странностей. Законом № 1530-IX Верховная Рада вывела строительство кольцевой дороги вокруг Киева из-под действия закона о публичных закупках. Это означает, что тендер не будет происходить в системе Prozorro — а значит, есть риски, что это может произойти непрозрачно. Куратор "Большой стройки" в Офисе президента Кирилл Тимошенко говорил, что это — спецпроект, под который власть привлекает иностранные деньги. Он тогда не назвал имя инвестора, сославшись на подписанные документы о неразглашении.

А в начале пандемии большую часть Ковидного фонда направили на строительство дорог, что тоже вызвало скандал. Тогда власть объяснила свое решение якобы экономическими интересами – ростом ВВП: мол, гривна, вложенная в дороги, дает экономике страны, как минимум, три.

Игорь Дейсан, руководитель Центра макроэкономического моделирования KSE Institute, подтверждает: дорожное строительство вовлекает много других отраслей, которые поставляют продукцию — асфальт, цемент и т.д., что затрагивает многие смежные сектора экономики.

"Благодаря такому мультипликативному эффекту в 2020 году "Большая стройка" сделала вклад в ВВП в размере 2,2% (исследование KSE). Поскольку по итогам 2021 года темпы дорожного строительства не снижались, а согласно количественным показателям, даже наращивались скорее, чем рос реальный ВВП, – то вклад в ВВП прошлого года, вероятно, был не меньше", — считает Дейсан.

Впрочем, президентская инициатива – это не только новый асфальт, но и десятки скандалов, связанных с регулярным выигрышем крупнейших дорожных тендеров несколькими компаниями (среди них, в частности, "Автомагістраль-Південь", "‎Автострада", "Онур"), которые некоторыми экспертами прямо обвинялись в неком картельном сговоре. Сами компании оппонировали с аргументацией, что дороги государственного значения могут строить только большие компании с определенным количеством техники и сотрудников — и естественно, их не может быть много.

Важно
Дороги, кредиты, няни. Насколько результативными были президентские госпрограммы в 2021 году

Агия Загребельская, бывшая государственная уполномоченная Антимонопольного комитета Украины, соучредительница "Лиги антитраста", подчеркивает: "Сегодня критерий — не количество работников, техники, заводов, а суммы денег, которые компания получила на ремонт и строительство дорог в прошлых периодах". То есть, подрядчиком строительства дорог в стране в итоге становятся те, кто больше других уже ранее освоил средств.

Загребельская считает, что факты картельного сговора в дорожном строительстве имеются.

"Укравтодор" с самого начала пытался заставить Минэкономики принять методику, по которой во всех крупных подрядах могут принимать участие только члены картеля. Из-за критики они отказались от закрепления этого в методике, но начали применять такие правила на практике. Сейчас соблюдение договоренностей между членами картеля в том числе мониторится и контролируется самой властью", — утверждает Агия Загребельская.

Дефицитный битум: сколько импорта нужно на строительство дорог

Украина производит меньше трети необходимого для строительства дорог битума, считают в "Консалтинговой группе А-95". По данным группы, за неполный минувший год рынок битума достиг 1,33 млн. тонн, в 2020 году за этот же период рынок битума составил 1,11 млн. тонн.

В Украине битум производит Кременчугский НПЗ, аналитики оценивают его долю в размере порядка 20-22% объема рынка. Есть и планы по увеличению выпуска битума с помощью запуска в стране новых производств. В ноябре 2021 года турецкая компания "Бета-Инжиниринг" сообщила о заинтересованности в строительстве завода по производству битума во Львовской области. Об этом сообщил глава Львовской ОГА Максим Козицкий.

битум, битум для строительства дорог, импорт битума, импортный битум, битум из россии, битум для дорог, битум из беларуси, Fullscreen
Компаниям, задействованным на "Большой стройке", нужен битум

С момента запуска программы "Большая стройка"‎ идет рост объема импорта. По данным Государственной таможенной службы, в 2019 году Украина импортировала 423,8 тыс. тонн нефтяного битума, в 2020 — 788,5 тыс. тонн, а в прошлом году — 1,074 млн. тонн.

Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95", не прогнозирует увеличение объема поставок в текущем году.

"В 2020 году цены на битум вслед за нефтью очень сильно упали. Он был дешевым, его много покупали. Уже в 2021 году цена на нефть пошла вверх — и битум был уже довольно дорогим. Я думаю, что в этом году, учитывая цену на нефть $100/баррель, этот битум будет золотым. Поэтому в лучшем случае ситуация стабилизируется, а в худшем — импорт снизится"‎, — прогнозирует Сергей Куюн.

По данным Государственной таможенной службы, в 2021 году Украина завезла больше всего битума из Беларуси — 595,7 тыс. тонн или 55% импорта, на втором месте Греция с поставкой 146,5 тыс. тонн или 17%, на третьем — Польша, которая поставила 131,5 тыс. тонн или 12%. В 2020 году больше всего битума импортировали также из Белоруси (66%), Польши (17%) и Греции (5%).

Любопытная ситуация с импортом из России: с апреля 2019 года до октября 2020 года действовало эмбарго на экспорт российского битума в Украину.

"‎В 2019 году Россия сама закрыла поставки, там было эмбарго. В 2020 году они сняли эмбарго, но у нас появилась пошлина 10%, которая делает его непроходным. Поэтому и в 2020 году, и в 2021 году почти ничего не поставлялось из России", — говорит Сергей Куюн.

Данные Госстата подтверждают: доля импортного битума – небольшая. За январь-ноябрь в Украину импортировали нефтяного битума на сумму 460,7 млн. долл., а из РФ – на сумму 11,6 млн. долл. Всего в объеме поставок импортного битума РФ занимает долю 2,7% — такого битума за 11 месяцев 2021 года ввезли 27,4 тыс. тонн.

Сергей Куюн говорит, что 97% импортного битума не облагается таможенной пошлиной.

Как это работает, пояснила Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций: "Стандартная ставка составляет 10%. С Россией у нас зона свободной торговли (ЗСТ) не действует. Россия является членом Всемирной торговой организации (ВТО), поэтому мы торгуем с ней по ставке наибольшего содействия, она составляет 10%. У нас для всех стран, с которыми нет договора о зоне свободной торговли, ставка на импорт битума составляет 10%. Со странами из зоны свободной торговли ставка ноль или направляется к нулю".

Таможенная ставка раздора: что предлагает новый законопроект о битуме

В конце января народный депутат от фракции "Голос" Ярослав Железняк привлек внимание к регистрации в Верховной Раде законопроекта № 6562 о снижении таможенных пошлин на иностранный битум с 10% до 0%. Через неделю документ отозвали. Как выяснилось, чтобы внести новый, под номером № 7027 и с расширенным списком товаров, на которые предлагается снизить таможенную ставку до нуля — в перечне и битум, и асфальт, и битумные смеси.

В пояснительной записке авторы проекта депутаты Давид Арахамия и Даниил Гетманцев указали, что цель законопроекта — унифицировать ставки на однородные товары — битум и битумные смеси, чтобы таможенное оформление происходило быстрее и без лабораторных исследований.

битум, битум для строительства дорог, импорт битума, импортный битум, битум из россии, битум для дорог, битум из беларуси, Fullscreen
Сегодня 97% импортного битума не облагается таможенной пошлиной
Фото: УНИАН

Законопроект также предлагает Кабмину запретить импорт указанных в документе товаров из РФ. Авторы отмечают, что реализация законопроекта будет способствовать уменьшению расходов госбюджета на проведение лабораторных исследований специализированными органами Гостаможслужбы по вопросам экспертизы и исследований. "В то же время высвобождение средств субъектов хозяйствования от уменьшения размера ставки ввозной пошлины позволит увеличить объем ввозимого товара и, соответственно, приведет к увеличению размера уплаченного при импорте НДС", — говорится в пояснительной записке к законопроекту №7027.

Критик законопроекта, народный депутат фракции "Голос" Ярослав Железняк считает, что важность поставок битума в Украину завышена: "Есть ли у нас проблема с поставкой битума? По-моему, учитывая, как хвастаются "Большим строительством", — нет". Он считает, что документ вряд ли получится провести через Верховную Раду.

"Если уж я его заметил и занялся им, то "Слугам" будет очень сложно обойти меня в этом вопросе", — говорит Железняк.

Инициатива вызывает недоумение и у представителей экспертного сообщества.

"Этот законопроект — очень странное решение. Я сегодня общался с крупными игроками рынка, никто не понимает, зачем они это делают. Потому что 97% импорта, который у нас есть, не облагается пошлиной. Ни в европейских странах, ни в Беларуси. Соответственно, вопрос — а на что вы хотите ее снять?", — задается вопросом Сергей Куюн.

Эксперт тоже заметил в проекте строки о запрете импорта из России и говорит, что не хочет верить, что идея в том, чтобы парламент поручение дал, а Кабмин не выполнил, и в результате Украина нарастила поставки битума из Российской Федерации без платы пошлины. То есть, теоретически возможна частичная реализация указанного в документе. Когда ставки на битум достигнут "0", а запрета для поставок из РФ не будет. В этом случае импорт из России может существенно вырасти.

Сергей Куюн сообщил Фокусу, что существует еще один вариант трактовки того, как изменения в законодательстве могут повлиять на ситуацию в реальности. "Сейчас пошлина не уплачивается при прямых договорах, когда украинский контрагент работает с белорусским, там есть процедура прямых договоров. Когда они снимают таможенную пошлину вообще, это может позволить вставлять между продавцом и покупателем нерезидентов. Например, какую-нибудь кипрскую оффшорку. Возможно, кто-то хочет вставить "прокладку" и заработать на этом", — рассуждает Куюн.

Фокус попросил соавтора законопроекта, главу налогового комитета Верховной Рады Данила Гетманцева прокомментировать эту теорию. "Те несколько компаний, которые занимаются поставками битума и фактически монополизировали рынок, не заинтересованы в создании конкурентных условий. А мы заинтересованы. Вообще комментировать фантазии можно только тогда, когда под ними есть хоть какая-то почва", — подытожил Гетманцев.

Он говорит, что законопроект позволит расширить перечень стран-импортеров битума, что в итоге позволит снизить стоимость этого товара и поможет диверсифицировать источники поставок.

"Из некоторых стран битум поставляется по нулевой ставке. Но определенные страны мира, например, страны Ближнего Востока, лишены возможности поставки битума в Украину в связи с тем, что для них действует повышенная ставка", — отметил Гетманцев.

Вероника Мовчан предлагает в целом посмотреть, какие страны экспортируют много битума и оценить, насколько они далеко от Украины. "Крупнейший экспортер битума в мире — это Корея (ясно, что это далеко). Второй — Сингапур, потом Канада, это тоже далеко. Четвертая по размерам экспорта битума Германия. Она в 2020 году экспортировала почти 1,8 млн тонн. Затем Ирак, Испания, Греция", — объяснила эксперт.

Размышляя о расширении географии поставок битума в Украину, Вероника Мовчан предложила рассматривать Германию, из которой сейчас поставляются "крохи", а также Испанию и Турцию.

"Насчет стран Ближнего Востока — они не являются крупными экспортерами битума. Разве что относить к этому перечню Турцию. Есть еще Ирак, но эта страна довольно далеко и довольно сложная для ведения торговли. Еще немного битума экспортируют Объединенные Арабские Эмираты — 250 тыс. тонн в 2020 году. Другие страны Ближнего Востока еще меньше", — рассказала Вероника Молчан.

К слову, о Турции. Сейчас новое Соглашение о Зоне свободной торговли Украины и Турции подразумевает будущее поэтапное снижение пошлины на поставки битума в Украину с нынешних 10% до 0% в течение шести лет. Впрочем, если парламент примет законопроект депутатов Арахамии и Гетманцева, 0% пошлины турецкие компании-поставщики битума получат уже в 2022 году.