Три самолета в день: ВСУ поставили рекорд по уничтожению Су-34, как удается сбивать истребители
Восточное направление фронта в последний месяц зимы превратилось в кладбище российских самолетов Су-34 и Су-35. Опрошенные Фокусом военные аналитики задаются вопросом, как украинская армия нашла столько засад возле линии фронта для развертывания громоздких комплексов ПВО? Очевидно, Воздушные силы ВСУ нашли новый способ защиты неба.
Украинские военные в феврале 2024 года поставили рекорд по уничтожению бомбардировщиков Су-34 и Су-35 ВКС России на восточном направлении. Оккупанты лишились более десяти таких истребителей, последние три упали 29 февраля.
"Дата, выпадающая раз в четыре года, но уже привычный для россиян день с потерей очередного самолета. Минус Су-34 на восточном направлении", — рассказал командующий Воздушных Сил ВСУ Николай Олещук.
Позже военачальник добавил, что около 9.00 на Авдеевском и Мариупольском направлениях уничтожили еще два российских Су-34.
"Падать" самолеты начали 17 февраля, когда на восточном фронте ВСУ попали в два истребителя Су-34 и один Су-35. А спустя десять дней, 27 февраля, россияне лишились еще двух самолетов Су-34. Командующий Олещук советовал при таких потерях авиации задуматься над прекращением "авиационных мясных штурмов".
Бомбардировщик Су-34 является дорогой техникой, его цена доходит до 50 миллионов долларов.
Не менее важной заслугой украинской армии стало попадание по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 ВКС РФ. Первый случай уничтожения произошел 14 февраля над Азовским морем, а второй — 23 февраля над Краснодарским краем. Базовая стоимость А-50 — 330 миллионов долларов, а модернизированные версии стоят гораздо дороже.
Москва утверждала, что уничтожение А-50 — это "френдли-фаер" российских подразделений ПВО. Про потери истребителей Минобороны РФ не отчитывается.
Высококлассная подготовка. Как ВСУ удается сбивать Су-34
Профессиональная подготовка украинских военных из подразделений ПВО стала известна всему миру еще в первые дни войны. Дополнительные технические средства от Запада повысили их эффективность, но в достаточном количестве их до сих пор нет, объясняет Фокусу бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко.
Приходится находить собственные возможности, в том числе комплексы С-200, которые недавно модернизировали.
"Он старый и маломобильный, но стреляет на 250 километров. Нормативы времени развертывания и сборки — до 24 часов со сборкой ракет и заправкой топливом. Столь удачные попадания объясняются возможным применением этого блуждающего ЗРК и массовым использованием ВС РФ истребителей для ударов управляемыми бомбами по всей линии фронта", — рассказывает военный эксперт.
По мнению Романенко, количество ударов по российским самолетам и далее будет перерастать в качество. Отметим, что кроме советских систем на вооружении ВСУ состоят западные ракетные комплексы большой дальности: Patriot, SAMP/T и гибридная система FrankenSAM.
В открытом доступе есть данные о трех проектах FrankenSAM: с ракетами AIM-9M на неизвестной пусковой установке, с ракетами AIM-7/RIM-7 на ЗРК "Бук", а также смесь ракет и пусковых ЗРК Patriot с украинской РЛС. Сколько ракет западные партнеры выдали для работы по российской авиации, доподлинно неизвестно.
Бывший инженер по испытаниям "Конструкторского бюро Антонов", авиаэксперт Константин Криволап в беседе с Фокусом делает акцент на точном месте сбивания самолетов. Только после этих данных можно прикидывать фактическое размещение и тип установок ПВО.
Радиус поражения установкой Patriot — 160 километров, а его радар видит на 250 километров. Для запуска управляемой авиабомбы на 70 километров надо подняться в воздух на 10 километров, тогда бомба пролетит указанное расстояние. Но российские летчики снижают высоту и подлетают ближе к линии боестолкновения, говорит специалист.
Россияне в последнее время существенно увеличили число самолетовылетов и на один Су-34 вешают не более двух бомб. Если количество снарядов увеличить, снижается способность маневрирования и самолет становится легкой мишенью.
Успешная работа комплекса С-200, по оценкам Криволапа, вызывает сомнения из-за его "советской начинки". Такими технологиями весьма трудно работать по истребителям уровня Су-34 и Су-35.
"Версия про С-200 могла появиться для того, чтобы не задавали вопросы, чем сбили. Сутки развертывания комплекса С-200 из засады возле линии фронта? Ракету 11 метров длиной и метр в диаметре массой более 7 тонн вручную не погрузишь. Весь этот рабочий процесс кажется нереальным. С-200 — это серьезная полустационарная система", — рассказал инженер.
Сколько Су-34 в России?
Всепогодный двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34 по кодификации НАТО называется Fullback. Это примерный эквивалент американского F-15E Strike Eagle многоцелевого истребителя, разработанного в 80-х годах прошлого века.
Исходя из сведений в открытых источниках, Россия изготовила более 140 самолетов Су-34, первую сотню выпустили к 2016 году. Точные цифры может знать военная разведка Украины, так как Москва часто специально фальсифицирует официальные данные. После начала полномасштабной войны в Украине по меньшей мере 38 бомбардировщиков было сбито украинской ПВО.
В возможности Су-34 входит нанесение ударов по воздушным и наземным целям. Установленная на борту оптическая система "Платан" позволяет наводить ракеты "воздух-земля" типа Х-29Л, управляемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-1500Л. Боевая нагрузка: различное вооружение на внешней подвеске весом до 8 тысяч килограмм.
Дозаправка в воздухе позволяет бомбардировщику выполнять задания на расстоянии до 4000 километров. Впервые такие самолеты ВКС России применили в 2008 году во время вторжения в Грузию, а также при гражданской войне в Сирии. Заявленными целями были "удары по лагерям ИГИЛ".
Напомним, российская армия начала применять для ударов по позициям ВСУ на востоке Украины новейшие истребители Су-57. Самолет несет на борту современную крылатую ракету Х-69.
Фокус уже писал о количестве боевых самолетов на вооружении россиян. У оккупантов имеются около 1 500 истребителей, но часть из них — устаревшие и стоят на хранении.