"Два-три раза постреляли из автоматов и на "ноль": как готовят мобилизованных в учебных центрах

Подготовка бойцов, мобилизация в Украине, учебные центры
Фото: Генштаб ВСУ | Фото иллюстративное. Эксперты считают, что мобилизованные проходят некачественную подготовку

Перед тем, как отправиться на линию фронта, мобилизованные проходят подготовку. Однако по словам экспертов, ее качество оставляет желать лучшего. Фокус разбирался, почему в Украине плохо обучают бойцов.

В Верховной Раде озадачены уровнем подготовки мобилизованных на полигонах. По словам нардепа Сергея Евтушка, бойцов обучают поверхностно, что представляет серьезную угрозу для их жизни, когда они отправляются на "ноль".

"Я не считаю обучением, когда военнослужащие должны идти пешком пять км к месту стрельбы из-за нехватки солярки или когда они выстрелили всего пять раз из гранатомета. "Такое себе" обучение, знаете. Можно было и в интернете посмотреть", — заявил Евтушок.

Маркером непрофессионализма на полигонах, по словам нардепа, стала история его родного брата, погибшего на войне.

"В первый день по прибытию на "ноль" один из офицеров поднял его в пять утра. Затем другой [офицер] пришел, сказал, что они [бойцы] еще зеленые, не нужно их трогать. А в 9 утра я уже не мог дозвониться [брату]. Все-таки их отправили на задание, и он погиб", — рассказал политик.

Контроль не работает

По мнению нардеп Сергея Евтушка, обучение бойцов должно длиться не менее полугода.

"Мой погибший брат не был военным, не имел никакого отношения к ВСУ, но у него было желания защищать страну, и его надо было обучать. Сейчас мы видим как на улицах мобилизуют людей, потом они один-два месяца проходят подготовку и отправляются на "ноль". Результат такой подготовки нам известный, особенно если речь идет о штурмовиках, которых нужно готовить долго. Нам нужно обучать военных, которые затем будут выполнять задания ВСУ, очень скрупулезно, не менее полугода. И подход должен быть практичный", — рассказывает Фокусу Евтушок.

По словам нардепа, Верховная Рада пыталась установить парламентский контроль над процессом подготовки мобилизованных, но в итоге идея была сведена на нет.

"Роль парламента в этом созыве нивелирована настолько, что контрольная функция в принципе не работает", — продолжает Евтушок.

По мнению политика, такие инструменты, как временные специальные комиссии, которые должны осуществлять контроль над злоупотреблениями в той или иной сфере, работают не эффективно.

"У нас все происходит не так. Почему? Потому что монобольшинство не понимает роль комиссий. Не дают возможности назначить глав и состав комиссий так, чтобы их работа была объективной. А так любая комиссия контролируется властью, и эффективность ее нулевая", — добавляет нардеп.

Старая школа

Полковник запаса ВСУ Олег Жданов отмечает, что подготовка мобилизованных в Украине в среднем длиться около двух месяцев. Но все зависит от военно-учетной специальности. Быстрее обучают пехоту — два месяца, штурмовикам необходимо больше времени. Но иногда подготовка занимает меньше месяца.

"Это не системная история, но такие случае есть. И это большая проблема", — объясняет Жданов.

Эксперт отмечает, что многие учебные центры в Украине по-прежнему работают по советским правилам. И только некоторые бригады перешли к системе, так называемых, полковых школ — когда каждая часть сама готовит себе бойцов.

"Некоторые бригады работают по современным методикам. Но большинство частей, как говорил один из киногероев: "ускоренный выпуск, взлет — посадка". На сегодня учебные центры фактически так и готовят мобилизованных. Поэтому часто бывает, что курс молодого бойца — это два-три раза постреляли из автоматов, два-три раза в атаку сбегали или вырыли окоп и потом на "ноль". Там тебя научат", — рассказывает Жданов.

По словам эксперта, военно-политическое руководство страны давно могло решить проблему некачественной подготовки мобилизованных. Однако им не хватает решительности.

"Проблема в руководстве. Как бы банально не звучало. Министру обороны и Главкому не хватает политической воли, чтобы ввести единую систему стандартов для всех учебных центров. Даже Залужный на последней пресс-конференции говорил, что нужно ввести стандарты НАТО. Нардепы могли бы направить комплексную комиссию в учебные центры, затем вызвать на трибуну главкома. Сырский руководил Сухопутными войсками, отвечал за подготовку учебно-материальной базы. Учебные центры находились в его подчинении", — добавляет Жданов.

Обучение за границей

За границей, по слова эксперта, система подготовки бойцов сильно отличается от украинской. Учебные центры несут ответственность за своих подопечных. Если бригада недовольна уровнем подготовки новобранцев, она может направить жалобу. И тогда руководство учебных центров понесет репутационные риски.

Подготовка в странах НАТО, в зависимости от военно-учетной специальности бойцов, в среднем длится от шести до 12 месяцев.

"Когда наших артиллеристов отправили в Германию, чтобы научить обращаться с немецкой САУ, им сказали, что на обучение уйдет минимум полгода. Наши за шесть недель освоили базу, но программа рассчитана именно на такой срок. Специалистов ПВО, например, в Германии готовят до года", — отмечает Жданов.

Эксперт добавляет, что даже в военное время подготовка бойцов при должной организации может занимать от трех до четырех месяцев.

"Когда подразделение теряет боеспособность, их выводят в учебные центры, где доукомплектовывают и проводят боевое слаживание. После этого укомплектованная бригада, где все друг друга знают, полноценно идет на ротацию. Все это уже есть. Проблема в том, что руководство не хочет принимать решения", — резюмирует Жданов.

Фокус ранее писал, что президент подписал закон об электронном реестре военнообязанных, призывников и резервистов, в котором будут храниться все персональные данные граждан в возрасте 18-60 лет. Эксперты считают, что нововведение не изменит подход военкоматов к мобилизации.

Также Фокус разбирался, какие изменения предусматривает закон о социальной защите военнослужащих и полицейских.