От Netflix до Канн: почему на Западе возвращают российскую культуру
Пока против российской экономики продолжают вводить санкции, "культура отмены" всего русского на Западе постепенно ослабевает. Так Netflix частично вернул озвучку фильмов на русском языке, а в Каннах главный приз получила картина с российскими актерами. Фокус разбирался, почему на Западе снижается противостояние РФ.
Запад все заметнее смягчает свое отношение к РФ на фоне продолжающейся войны в Украине. Особенно эта тенденция заметна в культурном пространстве. Так на фестивале в Каннах в этом году Золотую пальмовую ветвь получил американец Шон Бейкер за фильм "Анора", где почти половина актерского состава говорит на русском языке.
В центре сюжета — сын русского олигарха, которого сыграл выпускник МХАТа Марк Эйдельштейн. Ведущие роли в картине получили и другие известные российские актеры — Дарья Екамасова, Алексей Серебряков, Юра Борисов. И хотя Канны по-прежнему официально не принимают делегацию из РФ, россияне могут приезжать на фестиваль самостоятельно или в составе иностранных делегаций.
Сам фильм с актерами из РФ не вызвал возмущения у иностранной прессы. Скорее наоборот. Марка Эйдельштейна, исполнившего главную роль, уже назвали "русским Тимоти Шаламе".
Следом за новостями из Канн пользователи Netflix заметили, что платформа вернула русский дубляж для некоторых фильмов. Хотя с начала полномасштабного вторжения компания приостановила работу с российским контентом. Сейчас с русской озвучкой можно посмотреть фильм "Атлас" с Дженнифер Лопес, премьера которого состоялась на прошлой неделе. А также фильм "Вуди Вудпекер едет в лагерь" и новый сезон сериала "Бриджертоны".
В компании никак не анонсировали и не комментировали возвращение российского дубляжа.
Миф о величии русской культуры жив
Многие годы до начала полномасштабного вторжения РФ, Украину не воспринимали на Западе самостоятельным государством со своей отдельной культурой, политикой, экономикой, говорят Фокусу эксперты. Бренд нашей страны, в том числе культурный, начал активно формироваться с 2014 года после Революции Достоинства. Но по-настоящему серьезно западный мир стал воспринимать Украину только после 24 февраля 2022 года, когда услышал голос народа, готового до последнего сражаться за свою свободу перед угрозой со стороны РФ.
"30 лет имидж Украины, ее образ не был должны образом представлен в мировой культурно-экономической повестке. Нас часто воспринимали продолжением России, коррупционным заповедником где-то в Восточной Европе со сложной экономикой, отсталой культурой и противоречивой политикой. Все изменилось, когда Россия не смогла взять Киев за три дня. И этот момент стал травмирующем для многих стран. Потому что неожиданная оборона украинцев возвысила бренд Украины, и сделала его равным РФ", — рассуждает в беседе с Фокусом политолог Олег Постернак.
Однако Россия многие десятилетия формировала экономические, культурные и политические связи с западным миром. И поскольку нынешняя война развивается в эпоху глобализации, когда все страны тесно связаны между собой по разным направлениям, противостояние западного культурного мира постепенно сдувается, как воздушный шарик.
"Бренд Украины стал буксовать, потому что любая ситуация требует динамики, смены акцентов. В то же время Россия, продолжает поддерживать взаимодействия с разными общественными кластерами на Западе. И для европейского или американского обывателя все еще жив миф о величии русской культуры. Отсюда мы видим восстановление связей по различным направлениям", — продолжает эксперт.
Политолог Игорь Рейтерович добавляет, что на Западе по-прежнему считают, что культура и государственная политика — два разных, независимых мира, которые нужно разделять. Поэтому каждую историю, которая демонстрирует смягчение Запада по отношению к РФ, нужно рассматривать в контексте. Так, например, у русскоговорящих пользователей Netflix есть спрос на конкретный продукт, поскольку на платформе не представлены языки постсоветских стран — Казахстана, Узбекистана, Беларуси. В этом случае, вероятно, компания ориентируется на потребителя.
Что касается ситуации в Каннах — американские или европейские фильмы продолжают привлекать к съемкам российских актеров. Однако нередко в проектах участвуют люди, которые уехали из РФ и не поддерживает политику Путина.
Рейтерович считает, что Кремлю уже сложно повернуть эти истории в свою пользу. Потому что они едва ли отражают политику Москвы.
"Они не сильно могут комментировать эти события внутри страны. Потому что международные награды нередко получают те, кто уехал из РФ, или те, кто осуждают войну. Поэтому на поддержку Украины, на мой взгляд, это мало влияет. И хотя за смягчением культурной повестки может последовать экономика, пока мы не видим тенденции в этом направлении", — рассуждает Рейтерович.
Москва скупает экспертов и аналитиков
Тем не менее, чтобы продвигать российские месседжи на мировой арене и смягчать политику Запада в отношении к РФ, Кремль ведет активную дипломатическую и информационно-пропагандистскую работу. По словам Постернака, Москва сотрудничает с лояльным электоратом в ЕС — в основном, сторонниками правых партий. А также с нейтральными группами, считающими, что уничтожить такую страну как Россия — невозможно.
"Москва скупает экспертов и аналитиков, развивает агентуру. Мы в свою очередь почти не работаем с правыми партиями в ЕС. В то время как впереди выборы в Европарламент, и по предварительным оценкам треть голосов заберут именно правые силы. Надо использовать потенциал украинских беженцев, получить влияние в европейском парламенте, работать с органами местного самоуправления. У нас нет отлаженных механизмов непрямой мягкой силы. Единственный успешный кейс — United24. Но его мало, чтобы охватить всех союзников. Для этого нужно системная работа", — отмечает Постернак.
Фокус уже писал, что тенденция потепления со стороны западного культурного и модного мира к РФ стала явной еще осенью 2023 года. Так во время Недели модного марафона SS24 в Европе в сентябре можно было заметить российских селебрити, которые активно рассказывали о мероприятии. В то время как в 2022 году их не приглашали на подобные события.
Фокус также писал, что западные страны прямо или опосредованно продолжают торговые отношения с Россией, помогая конвертировать деньги в оружие, которое РФ применяет в кровопролитной войне против Украины. С моральной точки зрения — это двуличие. Но прекратить подобные действия непросто, несмотря на широкие санкции.