Россия атакует аэродромы Украины: как защитить истребители F-16 от "Искандеров"

F-16, поставки F-16, когда прибудут F-16, F-16 в украине
Фото: Getty Images | Нидерланды разрешили экспортировать в Украину 24 истребителя F-16

Свободное парение российских БПЛА в украинском небе, выставление парка авиации на обозрение врага ставит вопрос об эффективности размещения в Украине западных истребителей. Ракеты перегрузят любую наземную систему ПВО, нужны новые подходы к защите, уверены опрошенные Фокусом военные аналитики.

Украинские аэродромы в последнее время стали частыми целями ракетных атак российской армии. По аэродрому "Миргород" в Полтавской области 1 июля ударили баллистическими ракетами. Цель в 150 километрах от российской границы атаковал оперативно-тактический комплекс "Искандер-М", размещенный в Курской области.

Минобороны России заявило об уничтожении пяти действующих и повреждении двух ремонтируемых многоцелевых истребителей четвертого поколения Су-27. До удара над аэродромом несколько часов летал разведывательный БПЛА, он же и снимал последствия попадания.

В Украине опровергают заявленные российской стороной потери. Мониторинговый паблик "Николаевский Ванек" отмечает, что личный состав — целый, но некоторые борты повреждены. Автор канала критикует украинских командиров, которые держат самолеты под открытым небом во время полета разведдрона.

"Ничему бараны не учатся. Уже и в Кульбакино ошибки допускали и в Долгинцево. Теперь — Миргород", — акцентировал он внимание.

Бывший спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат подтвердил "определенные" потери самолетов на военном аэродроме в Миргороде. Последствия удара, по его оценкам, совсем не такие, как описывают оккупанты.

"Aэродромы каждый день под обстрелами и наблюдением дронов. Наши люди на местах пытаются уберечь то, что есть и нанести ответный удар. Я не буду детализировать, какими невероятными усилиями это делается", — написал он в Facebook.

Воздушные Силы делают все для противодействия и ввода в заблуждение врага: устанавливаются макеты и другие средства, добавил экс-спикер.

Рецепты защиты истребителей F-16

Удары по украинским аэродромам актуализируют вопрос защиты столь долгожданных истребителей F-16. Судя по обещаниям западных партнеров, они готовятся передать их в ближайшие месяцы. Передовая авиация прикроет небо над украинскими городами от крылатых ракет и будет сбивать бомбардировщики, носители управляемых авиабомб.

В сводке Воздушных сил Украины можно видеть довольно частые отчеты о попытках россиян бить по аэродрому в Миргороде. Опрошенные Фокусом военные аналитики отмечают, что по Староконстантинову бьют не так часто из-за удаленности от границы с РФ и невозможности использовать "Искандеры". Чтобы достать до "Старкона", нужны крылатые ракеты и "Кинжалы".

Один из озвученных вариантов прикрытия — размещение F-16 на аэродромах стран НАТО. Россия предупреждала, что в этом случае нанесет по ним удары и в Белом доме сказали размещать самолеты в Украине. Очевидно, ВСУ придется решать вопрос безопасности F-16 на земле.

Командир экипажа аэроразведки Вооруженных сил Украины Александр Карпюк (Serg Marco) предлагал защитить самолеты дешевыми зенитными дронами и новыми средствами обнаружения. Кроме этого, по вражескому дрону в Миргороде не работали системы радиоэлектронной борьбы.

Джастин Бронк из Королевского института объединенных оборонных исследований в комментарии агентству Reuters сказал, что украинские военные будут вынуждены постоянно перемещать дорогие самолеты в условиях нехватки боеприпасов для ПВО.

"Любая наземная система ПВО может быть перегружена, если ВС РФ выпустят достаточно ракет по цели", — считает эксперт.

Стоит заметить, что российские силы охотятся на украинскую авиацию с начала полномасштабного вторжения. За время боевых действий ВСУ научились прятать самолеты, рассказывает Фокусу исполнительный директор Украинского центра безопасности и сотрудничества Дмитрий Жмайло.

"Авиация часто перемещается между аэродромами, часто ее можно увидеть и на автострадах. Но пока мы испытываем дефицит ПВО, об эффективном прикрытии даже не стоит говорить. Нужны американские комплексы Pаtriot", — полагает он.

Разведдроны армии РФ висят в воздушном пространстве Украины несколько часов также по причине недостаточного количества средств воздушной обороны.

Необходимо поднимать в воздух украиснкие разведдроны над аэродромами и налаживать спутниковую разведку для выявления угроз, добавляет ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации Украины, авиаэксперт Валерий Романенко.

От попадания ракет "Искандер" из России, по его словам, защититься практически нереально. Истребители надо размещать так, чтобы комплексы не достали до них, на расстоянии более 500 километров от границ и линии фронта.

"Постоянное рассредоточение истребителей F-16 на аэродромах — главный секрет их сохранения. Тогда хватит и одного комплекса Pаtriot для их прикрытия", — объясняет специалист.

Арочные железобетонные укрытия, построенные в СССР для защиты авиации, были довольно дорогими. Возводили их только в приграничных военных округах. Толщина стен ангаров — 60 сантиметров, они ограждали не только от кассетных боеприпасов, но и от близких разрывов фугасных бомб, отмечают аналитики портала Defence Express.

Арочных укрытий для Су-27 на авиабазе под Миргородом не существует. Причины, почему их не построили после 1991 года, известны. В то время большей проблемой было не то, где хранить самолеты, а на чем летать, чем заправлять машины и платить пилотам зарплату, заметили авторы.

Передача истребителей F-16: когда прибудут первые самолеты?

Точных сведений о сроках поставок, типах и состоянии самолетов F-16 в Украину нет. Известно, что Соединенные Штаты одобрили отправку истребителей из Нидерландов и Дании в августе 2023 года.

Нидерланды 1 июля 2024 года официально разрешили экспортировать 24 истребителя в Украину. Первые самолеты передадут Киеву "в ближайшее время", необходимая лицензия на экспорт уже выдана.

Помимо Дании и Нидерландов, Норвегия и Бельгия также объявили о намерении передать 12 истребителей Украине. В норвежском правительстве отметили, что Осло передаст Украине истребители "в тесном сотрудничестве с союзниками".

Бельгия готовая сделать такой шаг с 2025 года, количество переданных Киеву самолетов зависит от получения новых F-35, говорила министр обороны Бельгии Людивин Дедондер.

Напомним, украинский летчик по имени Андрей сравнивал полет на советском истребители Су-27 и на западном F-16. Специалист убедился, что это две "кардинально разные машины".

Дания согласна обучать до 20 украинских пилотов на истребителях F-16 лишь до конца 2024 года. В следующем году Дания перейдет на более современные истребители F-35.