Стильная революция. Как в Украине формируется собственная уличная мода

Еще недавно Украина считалась кладбищем модных тенденций. Нынешняя популярность вышиванок и одежды с элементами национального костюма принципиально меняет дело

Вы можете встретить их повсюду — в центре и на окраине, в очереди на маршрутку и на гламурной вечеринке, в мегаполисах и городках. Одни предпочитают дорогой полированный лен с вышивкой ручной работы. Другие — хлопчатобумажные рубашки среднего качества с машинной гладью. Объединяет этих людей то, что все они поддерживают первый родившийся в нашей стране модный тренд — носят вышиванки в повседневной жизни.

Переломный момент

Еще недавно Украина считалась кладбищем модных тенденций. Западные fashion-критики шутили, что отжившие свое мировые тренды приходят сюда умирать, как львы в темную пещеру. Отставание казалось непоправимым, а подражание европейскому мейнстриму десяти-, а то и двадцатилетней давности — неизбежным. О формировании украинских тенденций, а тем более об их распространении в других странах речи не было. Короткий всплеск интереса к fashion-образу Юлии Тимошенко оказался исключением. Да и сама экс-премьер в костюмах и пальто Louis Vuitton тезиса о подражании Европе не опровергала.

Популярность вышиванок, которые за полгода из сувенирно-архаичного элемента национального костюма превратились в современный предмет гардероба, принципиально меняет дело.

Во-первых, это первый массовый тренд, развивающийся внутри страны во всех ценовых категориях. Если прежде такие рубашки продавали в основном в местах скопления зарубежных туристов, сейчас ими успешно торгуют всюду, от фешенебельных торговых центров до вещевых рынков.

Во-вторых, спрос на вышиванки растет в Западной Европе и США — именно в тех странах, от которых мы так долго и безнадежно отставали во всем, что касается моды. Социально активные американцы и европейцы приобрели вышиванки в знак солидарности. Однако case to wear (диапазон уместности) такой одежды давно не ограничивается митингами и маршами, так что речь идет уже не просто о политической символике, а о повседневной моде.

В-третьих, вышиванки — не просто тенденция, а первый явный признак формирования украинской street fashion, в возможность которой еще в прошлом году верили только неисправимые оптимисты.

Что такое "уличная мода"

Fullscreen

Одежда с элементами украинского национального костюма стала привычной на улицах мегаполиса

Понятие street fashion появилось в Европе на закате эры гламура. По словам владелицы легендарного прогнозного агентства Trend Union Ли Эделькорт, в какой-то момент европейцы поняли, что, приобретая дорогие брендовые вещи, они спонсируют гигантскую PR-машину, которая им самим не приносит пользы, — оплачивают светские выходы Кейт Мосс, завышенные гонорары раскрученных "глянцевых" фотографов, проведение раутов и приемов.

Альтернативой был ширпотреб — дешевые вещи, без изысков, часто не самого высокого качества. "Между этими двумя крайностями — вакуум, который следует чем-то заполнить", — отметила Эделькорт в одном из выступлений.

Западные производители одежды и аксессуаров отреагировали на запрос потребителей, и на рынке возникла новая ниша — мода для тех, кто равнодушен к статусным брендам, не ищет гламурного блеска, не желает подражать знаменитостям, но при этом готов инвестировать в собственный внешний вид. Собственно, это и есть street fashion. Главными фишками стали дизайнерские эксперименты, мелкосерийное производство при невысокой цене и удобство.

В уличной моде смешались все стили и направления — от smart casual ("сдержанный" повседневный дизайн, пригодный для офиса) до затейливого авангарда. Одно из преимуществ street fashion — отсутствие жестких правил и возможность сочетать несочетаемые на первый взгляд вещи, формируя собственный неповторимый стиль.

"Развитие этого направления — один из результатов перелома сознания, считает заместитель директора образовательного центра Neo Art Марина Плай. — Люди перестали стесняться собственной необычности. В новых фильмах и книгах полно персонажей со странностями, массовая культура поощряет человека быть не таким как все. Теперь модно самовыражаться всегда и во всем". Марина согласна с мнением английского историка моды Вирджинии Венкрофт, утверждающей, что street fashion возникла, когда одежду и аксессуары стали воспринимать как средство самовыражения. Правда, произошло это не вдруг и не всюду.

Англичане "проснулись" первыми — в Лондоне магазины, ориентированные на "уличную моду", появились более пятнадцати лет назад. За жителями Туманного Альбиона последовали французы и австрийцы. К середине 2000-х это веяние распространилось по всей Западной Европе и перекинулось на американский континент. В США street style быстро прижился на Восточном побережье, изменив манеру одеваться жителей Нью-Йорка и Бостона, но долго и мучительно пробивался на Западном. К примеру, в Лос-Анджелесе он до сих пор выражен слабо.

Первые ласточки

"Уличная мода" никогда не является бездумным повторением раскрученных элементов", — подчеркивает организатор одного из fashion-проектов развития молодых дизайнеров Анна Яблонская.

Вышиванка, ставшая символом украинской самоидентификации для наших соотечественников или солидарности для иностранцев, идеально вписывается в это понятие.

В последние месяцы было несколько всплесков интереса к политически значимым принтам (красный трезубец на черном фоне, лозунговые надписи и т. д.), но все они быстро вышли из моды. До Майдана одним из немногих образцов street fashion, прижившихся в нашей стране, была однотонная футболка с принтованной надписью think ("думать") или с короткой фразой, начинающейся с этого слова.

Анна продвигает в Украине одежду, обувь и аксессуары для ценителей "уличной моды". Она давно заметила, что ее клиентам нравятся вещи, в дизайне которых просматривается интеллектуальная работа создателей.

"Подчеркнутая эротичность, царившая во времена сексуальной революции, теперь моветон, — смело утверждает Анна Яблонская. — Мир меняется, появилось понятие "сапиосексуал" (человек, которого возбуждает ум партнера. — Фокус), теперь создается культ интеллекта, и изменение моды в одежде не более чем логическое продолжение этого тренда. Еще одна тенденция — современные люди стремятся ко всему естественному, натуральному, одежда — не исключение. В моде простые и удобные вещи — растянутая одежда, кроссовки, подвернутые штаны, оверсайз (фасон одежды, которая по замыслу дизайнера должна выглядеть так, будто она слегка великовата. — Фокус). Причем естественность сочетается с новыми технологиями: как-то на Ukrainian fashion days я видела нескольких человек в кольцах, сделанных с помощью 3D-принтера".

Общий фон

Fullscreen

Дизайнер Елена Буренина (в центре) считает, что украинцы все еще на далеких подступах к революции в моде

Оптимисты вроде Анны Яблонской верят в то, что в нашей стране происходит модная революция. Однако многие модельеры, давно работающие на здешнем рынке, настроены скептически. К примеру, дизайнер Елена Буренина отмечает, что принципы подбора одежды и обуви, которыми пользуются в Украине, в основном не имеют ничего общего с понятием fashion.

"Вещи здесь служат для того, чтобы прикрывать наготу летом и не мерзнуть зимой, — говорит Буренина. — Поглядите на эти невыразительные черные и серые пуховики — они выполняют сугубо утилитарные, а не эстетические функции. Черный и серый в нашей стране вообще доминирующие цвета, их носят для того, чтобы не выделяться".

Однотипная неприметная одежда — признак апатии. Кроме того, в этом прослеживается страх — боязнь общественного осуждения. "Человек, позволяющий себе явно отличаться от окружающих, становится центром внимания. Причем, как правило, это внимание со знаком минус", — говорит дизайнер.

Первые образцы street fashion в Украину привезли любители зарубежного шопинга, которые часто делают покупки в европейской демократичной рознице. Со временем в стране появились нишевые торговые точки, работающие с такой одеждой и аксессуарами, но их единицы. К тому же они устанавливают цены выше среднего уровня. С недавних пор необычные предметы гардероба продают через социальные сети — цены у таких торговцев ниже, чем в нишевых магазинах, но и объемы меньше.

"Находятся люди, в основном молодые женщины, стремящиеся к самовыражению, чудесным образом отыскивающие одежду, которой нет, — говорит Марина Плай.— Что-то заказывают в интернете, что-то шьют, что-то извлекают из бабушкиных шкафов и меняют до неузнаваемости".

Будем искать

Fullscreen

Учительница Анна Ляшова придумывает стильные фасоны

Стройная тридцатилетняя брюнетка в ажурной многоярусной бордовой юбке, вязанной крючком, в декоративном шарфике той же фактуры и цвета и оригинальной блузке из светлого льна последовательно обходит столичные магазины ткани и фурнитуры в поисках материала для нового наряда.

Девушку зовут Анна Ляшова, она не дизайнер и не закупщик модного ателье, а школьная учительница, потерявшая надежду купить что-нибудь подходящее в магазине готовой одежды. Ее гардероб состоит в основном из платьев, юбок, блуз и костюмов, сшитых или связанных на заказ. Учительская зарплата позволяет приобретать вещи по 300–500 грн. Уложиться в такой бюджет при индивидуальном пошиве нелегко — нужно неделями охотиться на дешевую, но качественную ткань, договариваться с портнихами, живущими не в столице, и около месяца ждать выполнения заказа.

Не то чтобы модница располагала бездной свободного времени или принципиально носила только made to measure — ей просто категорически не нравятся предложения украинской массовой розницы в этой ценовой категории, и не ей одной.

Вкусы соотечественников меняются, но торговцы пока ориентируются на запрос большинства, поэтому полки магазинов одежды все еще заполнены безликим однообразным ширпотребом. Впрочем, вкус, как и спрос, формируется постепенно, значит, перемены — дело времени. История вышиванок — тому пример.

Фото: Дарья Решетняк, Александр Чекменев, Ярослав Дебелый, из личных архивов