Как Сергей Баловин совершил кругосветное путешествие без денег

Фото: Pierre Vauviller
Фото: Pierre Vauviller

Сергей Баловин называет себя художником-авантюристом. Несколько лет он прожил без денег и даже совершил "кругосветку без кошелька"

Штаны, ботинки, мольберт, тельняшки, свитер, MacBook, шляпа, рюкзак, кисти, ватман, iPhone, зубная щетка — все, что Сергей Баловин имел при себе во время кругосветки, он получил в подарок. Вернее, в обмен на свои работы. В этом и заключается суть проекта.

Два года назад художник решился на эксперимент. Отправился в "кругосветку без кошелька". Люди приглашали в гости, предлагали ночлег и еду, покупали билеты и оплачивали визы — все лишь для того, чтобы познакомиться с путешественником. Этим летом Баловин объявил, что ему удалось достичь своей цели — круг очерчен.

Художник с улицы Лизюкова

Несмотря на бороду и усы для солидности, 30-летний Сергей Баловин выглядит моложе своих лет. Одет в джинсы, тельняшку и шляпу. Говорит, такая одежда сочетается даже с пиджаком.

Родом он из Воронежа, вырос на улице, прославленной мультфильмом "Котенок с улицы Лизюкова". Рисовать начал с двух лет. Сколько себя помнит, просыпался в четыре-пять утра. Чтобы чем-то занять ребенка, мама давала ему акварельные краски и альбом. Когда в страну хлынул поток товаров с Запада, а в телевизоре поселился Дисней, Сережа рисовал мультгероев и банки из-под пива или кока-колы. "Я в семь лет этим занимался, Энди Уорхола узнал гораздо позже", — неторопливо рассказывает он.

Получив диплом выпускника художественно-графического факультета педуниверситета, остался преподавать на кафедре. Женился, родилась дочь. Развелся. Уехал во Францию знакомиться с современным искусством. Там убедился, что классическая программа вузов, заканчива­ющаяся Казимиром Малевичем, успела устареть: в мире искусства за последние сто лет кое-что изменилось. Понял, что в вузе его научили рисовать, но не научили думать, зачем он это делает.

В 2009 году художнику предложили организовать выставку в Китае. Приехав туда со своими акварелями, выяснил, что китайцам больше нравятся пейзажи, написанные маслом. Полтора месяца Баловин трудился в ритме китайских рабочих: наплодил около сотни картин а-ля Коровин, Левитан и Моне. Выставив работы, неожиданно разбогател: какой-то меценат в спортивном костюме купил несколько десятков холстов, его примеру последовали другие коллекционеры. Так художник стал обладателем рюкзака с деньгами.

Fullscreen

Прототипом этой картины Баловина стала фотография, сделанная в Оребурге, городе, где проходит граница между Европой и Азией. Сюжет напомнил художнику собственное детство: грязный автобус, попса без динамиков, магнитолы, раздраженные люди и желание уехать от всего этого куда-нибудь подальше

Деньги Сергею понравились. Он съездил домой, уволился из университета, начал готовиться к новой китайской выставке. И на этот раз все раскупили. Перебрался в Шанхай. Отдавал себе отчет в том, что становится конъюнктурщиком, но закрыл на это глаза, так как уже чувствовал себя "не столько художником, сколько хорошим дельцом". Дельцом Баловин оказался не очень хорошим: третью выставку решил готовить самостоятельно, и его ждал крах — продать не удалось ничего, а деньги кончились.

Из гостей в гости

Выжить помог новый проект — "Натуральный обмен". На интернет-форуме Сергей дал объявление о том, что готов писать портреты в обмен на полезные вещи. Ценность подарка значения не имела: портреты, а точнее, пятиминутные наброски тушью, обменивал и на носки, и на бытовую технику. Вскоре у Баловина было все необходимое плюс десятки новых знакомых. "Опортречивал" от студентов до министра экономики Швейцарии. Художника позабавило, что этот чиновник зашел к человеку, отказавшемуся от денег. На память о той встрече остался подарок министра — маникюрный набор.

Прожив так два года, Сергей понял, что акции обмена проще устраивать, совмещая их с путешествиями. В этом случае значительно расширяется аудитория. Так родилась идея совершить кругосветку. Баловин сразу определил правила игры: ехать только куда зовут. Позвать можно было, заполнив форму на его сайте, там он отмечал, где находится, и давал список того, в чем нуждается: вещи, билеты, визы. Приглашающая сторона обязывалась поселить, накормить и обеспечить перемещение в следующую точку маршрута.

Больные люди

В кругосветку Баловин отправился из Воронежа в феврале прошлого года. Первой страной, которую посетил, стала Украина. Через полтора года, вернувшись домой, он задумался, где ему было лучше всего, и Украина первой пришла на ум. Наполовину украинец, Баловин недоумевает, как получилось, что в такой доброжелательной стране началась война, переживает, что украинцев и русских развели. "Стравили людей, и они поверили в те гадости, которые им рассказали, — говорит он. — За всем этим стоят все те же деньги, от которых я пытаюсь отказаться". Баловин старается не ввязываться в идеологические перебранки радикалов с обеих сторон. "Наверное, стало бы лучше, если бы все выключили телевизоры", — говорит художник. Сам он "вирус ненависти" не подхватил. Предполагает, что иммунитет выработал во время общения с телевизионщиками, которые готовили сюжеты о проекте.

После Украины, сделав круг по Европе, Баловин направился на Кавказ, затем побывал в Средней Азии, оттуда вылетел в Индию. Застрял там на четыре месяца. Потом снова Китай, Мексика, Южная Америка. Финишировал в Воронеже, описав круг.

В путешествии не все было идеально спланировано. Правда, несколько раз возникали недоразумения с принимающей стороной, отчего приходилось экстренно искать ночлег. Бывали инциденты с властями. Когда Сергей ехал в поезде в Будапешт, на паспортном контроле выяснилось, что, находясь в Сербии более суток, нужно было регистрироваться. Полицейские требовали заплатить штраф. Денег не было. Баловин предложил нарисовать портрет или посидеть в тюрьме. Оба варианта полицейских не вдохновили. Они расстроились и переключились на другого нарушителя — австрийца. Пачка денег в его руках заметно улучшила их настроение.

Еще не конец

"Натуральный обмен — проект не о портретах, — рассказывает художник Фокусу. — Портреты — лишь форма. Удачная, я считаю: они фиксируют каждого участника, который поддержал идею. Но идея не в том, чтобы людей рисовать, а в том, что нужно доверять друг другу".

Сергей Баловин посетил сотню городов в 36 странах, нарисовал более пяти тысяч портретов, получил несколько тысяч подарков. На карте осталось много мест, куда его зовут, но где он пока не побывал. Например, визу в США не дали, заподозрив в путешественнике афериста. Поэтому Сергей не уверен, что путешествие закончено. Но для начала нужно подвести итоги кругосветки — написать книгу для серии "Где наши не пропадали" и подготовить выставку в Китае. Для выставки он выберет по одной фотографии из каждой страны и напишет их маслом на холсте в традиционной живописной манере. "Для меня важны не столько сами картинки, сколько истории, связанные с каждой из них", — говорит Баловин.

Несколько работ он уже закончил. На одной из них автомобиль, в лакированном капоте и лобовом стекле которого отражается здание. Фотография была сделана в Вене. Художник добирался туда автостопом. А подвозил его итальянец, который когда-то тоже жил в Шанхае и очень обрадовался "земляку". Эта встреча — очередная иллюстрация того, что мир меньше, чем может показаться.

Другая картина увековечила кота, лежащего в старинном кресле. Фотографию Баловин привез из Кишинева. Там он останавливался у девушки, судьба которой показалась ему интересной. В 1990-е годы ее отец попал в криминальную историю и исчез, успев продать квартиру и оставив семью на улице. Мать уеха­ла на заработки в Турцию, устроилась швеей на фабрику. Девочку с собой не взяла, и несколько лет та скиталась по знакомым и дальним родственникам, пока не произошел удивительный случай. Владелец фабрики, узнав о положении своей работницы, дал денег на покупку квартиры. Откуда взялась антикварная мебель в квартире, Сергей забыл, зато помнит, что кот ее нещадно драл. Кличка животного была Ван Гог.