День охоты. Чего ждать шопоголикам от черной пятницы

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

В черном-черном городе, на черной-черной улице наступает черная-пречерная пятница… И это не страшилка для детей, а радость для взрослых шопоголиков

Related video

Идея устраивать распродажи в пятницу после Дня благодарения (в этом году он выпадает на 24 ноября) родилась в США еще в XIX веке, но настоящую все­американскую, а потом и всемирную популярность традиция приобрела во второй половине прошлого столетия.

Версии относительно того, откуда вообще взялся термин "черная пятница", расходятся. Согласно самой популярной, так стали называть день в году, когда ретейлеры переходили из "красного" финансового статуса (расходы превышают доходы) в "черный" (все наоборот). Также есть версия, что пятница "почернела" в начале 1950-х из-за рабочих, которые в этот день массово сказывались больными, чтобы на праздник Дня благодарения (четвертый четверг ноября) получить четыре выходных подряд. Или — из-за фанатов американского футбола, которые в 1960-х в этот период оккупировали Филадельфию, где проходили матчи команды Army Black Knights против клуба Navy Midshipmen. Толпы болельщиков буквально опустошали полки маркетов, провоцировали стычки с полицией, и можно сказать, что таким образом они стали "отцами-основателями" традиционных для черной пятницы драк в магазинах.

Впрочем, в Украине до "скидочного рукоприкладства" пока не доходит: особого повода нет. В США и других странах цены в этот день (а также в выходные после него и в киберпонедельник — зародившуюся в середине 2000-х "черную пятницу онлайна") действительно безжалостно режут. У нас же в большинстве случаев разве что аккуратненько "подстригают", и хорошо, если перед этим еще и не завысят.

"Припозднившиеся" охотники за скидками все еще сохраняют шансы на хорошую добычу

Но пока отечественные ретейлеры "жмутся", их зарубежные коллеги движутся в совсем другом направлении. Так, например, анонсируя 10 трендов электронной коммерции 2017 года, влиятельное канадское digital-агентство Absolunet номером первым в этом списке заявило конец эры черной пятницы и киберпонедельника. Вместо них аналитики предсказали появление "киберноября" — целого месяца предрождественских скидок. По их мнению, ретейлеры только выиграют, если будут распределять акции равномерно в течение месяца: так легче управлять логистикой и не нужно справляться с последствиями черной пятницы, после которой остаются пустые полки и склады.

Нельзя сказать, что эти прогнозы целиком оправдались, но тенденция явно прослеживается. Например, на одном из крупнейших онлайн-маркетплейсов AliExpress начинать ловить предложения по сниженной цене в нынешнем году можно было уже с 3 ноября. Несмотря на это, и у "припозднившихся" охотников за скидками все еще есть шансы на хорошую добычу.

Черная пятница по-украински: хорошо, но мало

Небольшие скидки, но на вещи из новых коллекций — эта тенденция прошлого года будет актуальной и в нынешнем

В нашей стране черная пятница стала относительно массовым явлением только в 2013 году. С тех пор не все шло гладко: ряд скандалов вокруг накрутки цен спровоцировал недоверие со стороны покупателей к самой сути акции. А принцип "на тобі, боже, що мені негоже", по которому многие ретейлеры формировали скидочные предложения, вызвал падение интереса. Но в прошлом году ситуация изменилась.

"К акции подключились ТРЦ, которые снизили цены на все коллекции: как старые, так и новые. Такой подход превратил черную пятницу из формата "скидки на что-то хорошее, но старое" в три дня обычной сезонной распродажи", — рассказал Фокусу Иван Зайцев, главный редактор портала Ассоциации ретейлеров Украины. По его словам, черная пятница — 2016 заметно отличалась от всех предыдущих подобных акций. В 2015-м скидка ниже 70% в fashion-сегменте среди крупных игроков была нормой. А вот в прошлом большая часть ретейлеров заявила скидки 10–30%, и клиент это принял. Порог приемлемой скидки снизился.

Можно предположить, что нынешняя черная пятница по-украински пройдет по схожей схеме: отыскать большие скидки на одежду, технику и другие товары в отечественных магазинах шансов немного. Хотя в ассоциации отмечают, что в целом интерес потребителей к черной пятнице растет из года в год, а вместе с ним и активность офлайн- и онлайн-ретейлеров.

Там, где нас нет

Но зато есть интернет: зарубежный онлайн-шопинг — реальный шанс поймать хорошие скидки

1,2 раза, по данным украинской e-commerce компании Rechi.ua, составил рост среднего чека черной пятницы — 2016 в сравнении с 2015 годом

Особенно — на родине черной пятницы, в США. За разнообразными техническими новинками, гаджетами, игровыми консолями отправляемся на Amazon.com, за хорошими скидками на одежду и обувь, аксессуары — на eBay.com (впрочем, и там и там можно найти вообще что угодно), а солидные скидки на дизайнерские вещи ждут, например, на сайте bloomingdales.com знаменитого нью-йоркского универмага Bloomingdale"s. Но интернет-серфинг — занятие утомительное. Оптимизировать процесс можно с помощью специальных агрегаторов, собирающих скидочные предложения отовсюду. Например, это Dealnews.com, Bfads.net, BlackFriday.info. Есть аналогичные сайты и в Украине — в частности, blackfriday.ua.

Кроме того, составляя заранее список покупок — а это стоит сделать, чтобы не растеряться в скидочном ажиотаже, — можно проверить и сравнить цены на интересующие вас товары: например, с помощью сайтов Shopping.com и PriceGrabber.com. Или camelcamelcamel.com: сайт отслеживает динамику цен всех вещей, продающихся на Amazon.com.

Впрочем, товар мало купить за границей — его еще нужно доставить в Украину. Многие компании предлагают бесплатную или очень щадящую по цене доставку, вот только на адрес в США. И такие адреса-склады есть у компаний-посредников: к примеру, usainua.com.ua или easyxpress.com.ua. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно зарегистрироваться на сайте, получить адрес в США, оплатить на него свои заказы, а потом внести их трекинг-код в систему посредника. Авиадоставка обойдется примерно от $6/кг, доставка морем — от $4/кг.

Китай начинает и выигрывает

$25,3 млрд таков свежий рекорд Alibaba Group на День холостяков. Первый миллиард собрали всего за 2 минуты с начала онлайн-распродаж

Если вы планировали супервыгодно скупиться в черную пятницу на AliExpress, Taobao или других площадках агломерата маркетплейсов Alibaba Group, то, увы, опоздали. Нет, 24 ноября скидки будут и тут, но не такие большие и массовые, какими они были неделю назад. Дело в том, что черная пятница по-китайски наступает "досрочно" — 11 ноября — и привязана не ко Дню благодарения, а к Дню холостяков (или Дню одиночек).

Этот праздник появился в китайской студенческой среде в начале 1990-х. Изначально он был чем-то вроде "антидня влюбленных". Дата 11.11 неслучайна: в китайской традиции единица символизирует одинокого человека. Считается, что в этот день хорошо заводить новые знакомства, дарить друг другу небольшие подарки. За последнюю мысль и "зацепился" Джек Ма — председатель совета директоров Alibaba Group.

В 2009 году по его инициативе произошел "ребрендинг" Дня холостяков во Всемирный фестиваль шопинга. Мысль проста: грустно, что вы одиноки? Так порадуйте себя любимого чем-то приятным, да еще и по очень выгодной цене. И простота эта оказалась близка к гениальности: начиная с 2013 года 11 ноября компании Alibaba Group ставят мировые рекорды онлайн-продаж, а на следующий год сами же их бьют. Так, в прошлом году группа компаний отчиталась, что превысила свой же рекорд 2015-го на 32%, заработав в этот день $17,7 млрд. Таким образом выручка китайцев оказалась почти в три раза больше, чем сумма, которую, по данным Adobe Digital Insights, собрали и за черную пятницу ($3,34 млрд), и за киберпонедельник ($3,39 млрд) сразу все компании США, устроившие онлайн-распродажи. При этом первый миллиард пришел всего лишь за стартовые 5 минут (!) китайской черной пятницы.

С такими показателями неудивительно, что в этом году журнал Fortune поставил Джека Ма на второе место в рейтинге величайших мировых лидеров: улыбчивый китаец легко обошел, например, Папу Римского Франциска (3-е место) и основателя и CEO Amazon.com Джеффа Безоса (5-е место). Вот что значит плодотворная дебютная идея и сила скидок.

Лайфхаки для экономных

От американского потребительского портала DealNews

Fullscreen

Эксперты портала, специализирующегося на акциях и скидках, определили товары, которые лучше не покупать в черную пятницу. Все советы, кроме касающихся техники Apple, равно подходят как для покупок в США, так и в Украине.


Точнее, iPhone Х, iPhone 8, iPhone 8 Plus: в США ощутимых скидок на новейшие модели ждать стоит не раньше рождественских распродаж. Впрочем, другие товары Apple действительно могут идти в черную пятницу по значительно сниженной цене. Но помните: если речь идет об айфонах, то в Штатах они часто продаются сразу с контрактами местных операторов (отсюда и низкая стоимость), и не все из них можно безболезненно "отвязать". Поэтому, чтобы не получить вместо смартфона "кирпич", заранее изучите нюансы.


Они могут не подлежать обмену. Если речь идет о подарке, то не подошедший размер станет проблемой.


Многие обещают начать новую жизнь с 1 января. Для ретейлеров это не секрет. Поэтому предложения по экипировке для спортзала лучше всего ловить сразу после Нового года.


Да, в черную пятницу на нее ожидаются значительные скидки. Но, по прогнозам DealNews, уже в декабре цена на куртки, парки и прочее в американских магазинах упадет минимум на 50%, а в январе — и того ниже. В общем, сколько там той зимы!


Популярная опция для новогодних подарков, которыми запасаются как раз в черную пятницу. Но если повременить до января, то еще выгоднее можно купить ювелирный презент ко Дню св. Валентина.

От нобелевского лауреата по экономике

Fullscreen

Человек — куда менее рациональное существо, чем кажется. Особенно человек покупающий. Это доказано специалистом по поведенческой экономике, лауреатом профильной Нобелевской премии этого года Ричардом Талером. Среди прочего его эксперименты показали, что вещи со скидкой человек склонен оценивать намного выше, чем точно такие же, продающиеся по абсолютно такой же цене, но без таблички Sale!. Поэтому, прежде чем что-то купить на распродаже, подумайте, а почему вы не приобрели эту вещь раньше. Исходя из ответа принимайте решение.

От украинской таможни

Fullscreen

В азарте охоты за скидками не забывайте, что в Украине пришедшие по почте товары (кроме подакцизных), стоимость которых превышает эквивалент 150 евро (по курсу НБУ на момент таможенного оформления), облагаются налогом. Он рассчитывается так: 10% таможенной пошлины + 20% НДС от суммы, превышающей 150 евро. Например, стоимость посылки — эквивалент 170 евро: сумма превышена на 20 евро, значит, вам придется заплатить 6 евро — 30% от 20. Хитрецов, решивших разделить покупки на несколько посылок, тоже может ждать разочарование: бдительная украинская таможня предупреждает, что в случае одновременного поступления на ваше имя нескольких посылок от одного отправителя считается их суммарная фактурная стоимость (то есть заявленная в сопроводительных документах). Впрочем, о посылках, которые пришли от разных отправителей или, например, от одного отправителя — на ваше имя и на имя вашей бабушки, — ничего не сказано.