Муза для гениев. О чем рассказала Катрин Денев Фокусу?

Фото предоставлены ОМКФ
Фото предоставлены ОМКФ

Брижит Бардо всегда считала, что Катрин Денев украла у нее не только мужа, но и славу великой экранной блондинки. Правда, актрисе удалось выйти далеко за рамки стереотипных образов и стать музой для многих культовых европейских режиссеров. Фокус побеседовал со звездной гостьей Одесского кинофестиваля и задал ей главный вопрос

Related video

Что можно спросить у Катрин Денев, если у вас одна минута, но на самом деле вы провели с ней часы во время просмотра десятков фильмов? У нее более 120 ролей в кино. Среди них десятки классических. Она играла у Бунюэля, Полански, Трюффо и Триера. Фильмы с ней дважды побеждали в Каннах, один раз — в Венеции и получали десятки призов на всех основных фестивалях. Ее игра в "Индокитае" отмечена номинацией на "Оскар", что крайне редко случается с неанглоязычными актрисами. Даже если поймать джинна, который исполнит всего одно желание, ситуация будет выигрышнее — ведь можно пожелать, чтобы джинн исполнил еще сто желаний. Денев в любом случае ответит только на один вопрос, если повезет — на два.

На юбилейный 10-й Одесский международный кинофестиваль Катрин Денев приехала на два дня. В этом году она почетный гость фестиваля, который вручает ей "Золотого Дюка" за вклад в киноискусство. В программе небольшая ретроспектива ее фильмов, один из которых представляет сама актриса. График плотный, поэтому на все общение с прессой — один час. Из них полчаса выделено на интервью телевизионщикам, двадцать минут — на прессу. На всю.

Журналисты собрались на летней террасе отеля, где остановилась актриса. Кто-то пьет кофе и стоически ждет, кто-то открыто сожалеет и задает вопросы хотя бы коллегам. Интересно, а как ей было сниматься у Жана-Пьера Мельвиля? Денев снялась в его последнем фильме "Полицейский" в 1972 году. Ее роль в этой картине — самая крупная женская роль из всех фильмов одного из наиболее маскулинных, почти женоненавистнических режиссеров Франции своего времени. Это фильм о полицейском и преступнике, которые оба влюблены в ее героиню. И один убьет другого ради нее. Кстати, эта роль — сама эссенция ее образа в 1960–1970-х: женщина, ради которой убивают.

Важно
Александра Шульман: "Глядя, как одеваются люди в Украине, я думаю, что это компенсация за все, чего им не хватало долгое время"
Александра Шульман: "Глядя, как одеваются люди в Украине, я думаю, что это компенсация за все, чего им не хватало долгое время"

Как можно умудриться сохранить страсть к кино на протяжении 60 лет — Денев много и постоянно снимается с 17 лет, с 1960 года. Сейчас она шутит, мол, ей поздно завязывать, это на всю жизнь. Но дело не только в привычке. Она никогда не снималась беспорядочно и не рвалась за супергонорарами — у нее достаточно удачных выборов в артистическом смысле. В наше время у больших звезд всегда есть агенты, которые не только предлагают, но иногда и подбирают роли для них. Несколько удачных ролей подряд — и начинают говорить, что у звезды хороший агент. В 1960-х никаких агентов не было, а Денев выбирала хорошо. Это говорит о многом: об уме и взвешенности в принятии решений, а больше всего — что она делает лишь то, что ей интересно.

Внезапно сидящие ближе ко входу стали оборачиваться. Телевизионщики закончили, Катрин вышла покурить на летнюю террасу. С ней сопровождающие лица, но она ни с кем не говорит, да и все вокруг понимают, что это та самая необходимая минута спокойствия. Наверное, в таких случаях особенно хорошо быть актером — можно представить, что ты просто человек, который стоит, курит и думает о своем, а люди вокруг заняты делами и совершенно не обращают на тебя внимания. Хотя многие поглядывают украдкой. Сигареты тонкие. Денев все время спрашивают о курении. Она признается, что постоянно слышит, что это вредно. "Да, я знаю, большое спасибо", — отвечает актриса. Кто находится ближе, может заметить небольшое тату на левой щиколотке. В общем, это не новость, ему уже четыре года. У Денев два небольших тату — на спине и на щиколотке, оба напоминают традиционные полинезийские узоры. Впрочем, может, их больше, но мы об этом, скорее всего, никогда не узнаем. Даже видимые тату Катрин специально не выставляет напоказ и не постит их фото в Instagram. Денев никогда не желала быть "слишком публичной". По ее словам, ценила личную жизнь.

Насколько вообще может быть "настоящей" Катрин Денев в публичном пространстве? Все-таки она актриса, и актриса хорошая, славящаяся дисциплиной и высоким уровнем самоконтроля. Может, она все время играет? Всех приглашают на брифинг. Три ряда кресел, около двадцати человек. Катрин Денев слева, переводчица — справа. Актриса спокойна, приветлива, не отделывается односложными фразами, говорит естественно. Это привычка: ведь без преувеличения дала за свою жизнь тысячи интервью. По ее поведению почти невозможно узнать о Катрин ничего — слишком высока степень самообладания. Но могут ли ответы Денев рассказать о ней что-то еще?

КТО ОНА: Французская актриса

ПОЧЕМУ ОНА: У неё более ста двадцати ролей в кино. Среди них десятки классических

Как вы думаете, оглядываясь на вашу уникальную карьеру, состоялась бы она или пошла как-то по-другому, если бы когда-то Аньес Варда во время съемок "Шербурских зонтиков" не изменила вашу прическу?

— Думаю, что определяющая разница заключалась не в этом. Но я точно знаю, что, если бы я не снялась в том фильме, моя карьера сложилась бы совершенно иначе. Действительно, Варда подняла мою челку, но не она была режиссером этого фильма.

Поправившая челку Катрин Аньес Варда была женой режиссера "Шербурских зонтиков" Жака Деми и сама затем стала классиком кино. Денев впоследствии снимется у нее тоже. В этом ответе есть две вещи, которые рассказывают нам о Денев. Во-первых, она принадлежит поколению "новой волны", для которого именно режиссер — бог и властитель кино. Он отвечает за все компоненты, он же формирует из актеров образы и роли. Во-вторых, Денев уверена и знает себе цену — фразу о том, что дело было не в челке, она говорит с легкой усмешкой. Ну, в общем, да — любой другой ответ был бы странен с такой-то карьерой (тут и далее курсивом — комментарии автора).

Катрин, из всех ролей, которые вы играли, могли бы назвать одну, наиболее повлиявшую на вас как актрису и как женщину?

— Вероятнее всего, это была роль в фильме "Последнее метро" Франсуа Трюффо. Я сыграла эту роль в сложный и даже поворотный момент в моей карьере. Она стала той точкой, после которой мне даже начали предлагать роли совершенно иного типа. Франсуа Трюффо говорил мне, что хотел создать персонаж, который несет ответственность за чужую жизнь.

Любопытно, что Катрин не заостряет внимание на том, что именно поменялось после этого фильма. "Последнее метро" (1980) — один из последних фильмов великого режиссера Франсуа Трюффо, это действительно совершенно особенная роль Катрин. В 1960–1970-е ее рассматривали как более характерную актрису — бесстрастную, почти безэмоциональную ледяную красавицу, эдакую Снежную королеву, женщину-приз. Трюффо специально для нее написал совсем другую роль. Денев сыграла владелицу театра Марион Стейнер, которая во время немецкой оккупации в годы Второй мировой войны прячет мужа еврейской национальности в подвале театра, и это очень живой и самостоятельный образ. Она уже не предмет каких-то мужских игр за обладание ею, а полноценная главная героиня, главная пружина всей истории. И если судить по тому, что можно видеть здесь и сейчас, Трюффо списал эту роль с нее самой.

Как вы относитесь к тому, что сейчас становятся все более популярными комиксы, фильмы о зомби, хорроры и что в них проникает социальный контекст и поднимается множество проблем? Важно ли это, хорошо ли и как вы относитесь к таким фильмам? Например, к фильму Джима Джармуша о зомби.

— Все-таки, по моему мнению, фильм Джармуша — это не хоррор, а фантазия на тему фильма ужасов. Такое кино мне кажется комическим. Я видела фильм Джармуша, о котором вы говорите. Он мне очень понравился. Я много смеялась.

Если бы вы были режиссером, то на какую роль не пригласили бы Катрин Денев?

— Знаете, я пытаюсь придумать фильмы, в которых я не хотела бы сниматься, и мне ничего не приходит в голову. Пожалуй, я бы не хотела сняться в gore-фильме (подчеркнуто кровавые и жестокие хорроры или триллеры).

Такие знания об этой специфической разновидности фильмов неслучайны. Одно из самых заметных движений во французском кино последних десятилетий — "новый французский экстрим". Название недвусмысленно намекает на содержание. Его представители есть как в чисто жанровых, так и в авторских фильмах. Характерно, что Денев, которая на протяжении всей карьеры была очень свободна в выборе ролей и все время пробовала что-то новое, у самых видных авторов этого направления почти не снималась.

В последнее время в Голливуде поднимается тема неравенства оплаты между мужчинами-актерами и женщинами-актрисами, тема сексуального насилия. Существует ли подобная проблема во Франции?

— Конечно, сейчас многое меняется, но проблема остается. Нельзя сказать, что мы решили, например, проблему равной оплаты актерского труда, а также другие проблемы, но изменения тоже есть.

В начале 2018 года Денев подписала письмо, критикующее движение #metoo. Вернее, не столько движение, сколько то, что оно приводит к новому пуританству и превращается в новую охоту на ведьм и несогласных. Письмо было написано четырьмя француженками, среди которых писательница, журналистка, арт-критик и актриса, но в прессе оно было немедленно окрещено "Письмо Денев" и подверглось чудовищной критике, особенно в США. Фразы о "привилегированных снобах, которые отстали от времени", были в числе самых мягких высказываний. Через неделю актриса решила самостоятельно разъяснить позицию и в письме уже только от своего имени извинилась перед жертвами сексуального насилия, которых письмо могло оскорбить. Хотя Денев во втором письме немного дистанцировалась от своего первого заявления, там же сказано, что она в общем не отказывается от того, что написала раньше. Нынешний ответ на вопрос, вежливый, но краткий, — свидетельство того, что Денев сказала на эту тему достаточно и в новые схватки ввязываться не желает.

Венецианский кинофестиваль в этом году открывается фильмом "Истина" с вашим участием. Это первая работа японского режиссера Хирокадзу Коре-Эды за пределами своей страны и не на японскую тему. Фильм снят на французском материале. Чувствовалась ли эта история вами как чужая, то есть не французская?

— Признаюсь, я обожаю работы этого режиссера. Тем не менее сама роль, которую я играю — французской звезды на склоне своей деятельности, — ко мне не имеет абсолютно никакого отношения. Это настолько отличается от меня, что мне было даже любопытно принимать участие в фильме и забавно видеть, как в представлении японского режиссера может выглядеть французская актриса на определенном этапе своей карьеры.

Но вы получили удовольствие от этой роли?

— Да. Это была выстроенная и продуманная роль.

Fullscreen

Восторженные поклонницы. Многочисленные сувениры для Катрин Денев — свидетельство любви украинцев к французскому кино

Буквально за день до интервью стало известно, что "Истина" открывает Венецианский кинофестиваль в этом году. Фильм расскажет о французской звезде кино на склоне лет (Денев), которая опубликовывает свои мемуары, о ее отношениях с дочерью (Жюльет Бинош) и ее мужем (Итан Хоук).

Много ли читающих это обожают фильмы Хирокадзу Коре-Эды? Большинство впервые услышало о нем, когда "Магазинные воришки" победили в Каннах в прошлом году, что, в общем, неудивительно: этот японский режиссер уже 25 лет снимает в основном тихие семейные драмы. А Катрин его, оказывается, любит. И этого ответа достаточно, чтобы понять, как она выбирает роли и интересуется ли кино в принципе. А еще это свидетельствует о том, что может заставить человека со 122 ролями в кино за плечами сыграть еще одну роль. Это любопытство и желание приобрести новый опыт.

Как в целом вам работалось с Хирокадзу Коре-Эдой над фильмом?

— У нас были определенные трудности в работе, связанные с тем, что режиссер не знал ни одного языка, кроме японского. Поэтому мы общались только через переводчицу. Это всегда усложняет работу.

Денев очень точно дает понять, что всю свою жизнь оставалась французской актрисой. У нее были англоязычные роли, она снималась в итальянских, американских и британских фильмах, но, по сути, она всегда оставалась французским достоянием. Похоже, что общий язык общения с режиссером для нее до сих пор остается важнейшим фактором.

Как вы оценили бы состояние современного французского кино, имея возможность сравнить его с фильмами предыдущих десятилетий?

— Знаете, кино — это зеркало общества. В наше время мы видим невероятный технический прогресс, который касается не только кино. Сегодня молодые режиссеры могут снимать фильмы, не привлекая таких больших бюджетов, как раньше. А во Франции, например, существует очень много возможностей снимать кино без оглядки на любую цензуру. Фактически каждый может снимать то, что он хочет. Например, фильм, который мы будем сегодня представлять, очень политический, в нем ярко выражена политическая позиция. Поэтому если говорить о сегодняшнем дне, то в современном французском кино очень много свободы, которая позволяет раскрываться молодым талантам.