Муза для гениев. О чем рассказала Катрин Денев Фокусу?

2019-07-26 12:31:15

124 0

Брижит Бардо всегда считала, что Катрин Денев украла у нее не только мужа, но и славу великой экранной блондинки. Правда, актрисе удалось выйти далеко за рамки стереотипных образов и стать музой для многих культовых европейских режиссеров. Фокус побеседовал со звездной гостьей Одесского кинофестиваля и задал ей главный вопрос

Что можно спросить у Катрин Денёв, если у вас одна минута, но на самом деле вы провели с ней часы во время просмотра десятков фильмов? У неё более 120 ролей в кино. Среди них десятки классических. Она играла у Бунюэля, Полански, Трюффо и Триера. Фильмы с ней дважды побеждали в Каннах, один раз — в Венеции и получали десятки призов на всех основных фестивалях. Её игра в "Индокитае" отмечена номинацией на "Оскар", что крайне редко случается с неанглоязычными актрисами. Даже если поймать джинна, который исполнит всего одно желание, ситуация будет выигрышнее — ведь можно пожелать, чтобы джинн исполнил ещё сто желаний. Денёв в любом случае ответит только на один вопрос, если повезёт — на два.

На юбилейный 10-й Одесский международный кинофестиваль Катрин Денёв приехала на два дня. В этом году она почётный гость фестиваля, который вручает ей "Золотого Дюка" за вклад в киноискусство. В программе небольшая ретроспектива её фильмов, один из которых представляет сама актриса. График плотный, поэтому на всё общение с прессой — один час. Из них полчаса выделено на интервью телевизионщикам, двадцать минут — на прессу. На всю.

Журналисты собрались на летней террасе отеля, где остановилась актриса. Кто-то пьёт кофе и стоически ждёт, кто-то открыто сожалеет и задаёт вопросы хотя бы коллегам. Интересно, а как ей было сниматься у Жана-Пьера Мельвиля? Денёв снялась в его последнем фильме "Полицейский" в 1972 году. Её роль в этой картине — самая крупная женская роль из всех фильмов одного из наиболее маскулинных, почти женоненавистнических режиссёров Франции своего времени. Это фильм о полицейском и преступнике, которые оба влюблены в её героиню. И один убьёт другого ради неё. Кстати, эта роль — сама эссенция её образа в 1960–1970-х: женщина, ради которой убивают.

Как можно умудриться сохранить страсть к кино на протяжении 60 лет — Денёв много и постоянно снимается с 17 лет, с 1960 года. Сейчас она шутит, мол, ей поздно завязывать, это на всю жизнь. Но дело не только в привычке. Она никогда не снималась беспорядочно и не рвалась за супергонорарами — у неё достаточно удачных выборов в артистическом смысле. В наше время у больших звёзд всегда есть агенты, которые не только предлагают, но иногда и подбирают роли для них. Несколько удачных ролей подряд — и начинают говорить, что у звезды хороший агент. В 1960-х никаких агентов не было, а Денёв выбирала хорошо. Это говорит о многом: об уме и взвешенности в принятии решений, а больше всего — что она делает лишь то, что ей интересно.

Внезапно сидящие ближе ко входу стали оборачиваться. Телевизионщики закончили, Катрин вышла покурить на летнюю террасу. С ней сопровождающие лица, но она ни с кем не говорит, да и все вокруг понимают, что это та самая необходимая минута спокойствия. Наверное, в таких случаях особенно хорошо быть актёром — можно представить, что ты просто человек, который стоит, курит и думает о своём, а люди вокруг заняты делами и совершенно не обращают на тебя внимания. Хотя многие поглядывают украдкой. Сигареты тонкие. Денёв всё время спрашивают о курении. Она признаётся, что постоянно слышит, что это вредно. "Да, я знаю, большое спасибо", — отвечает актриса. Кто находится ближе, может заметить небольшое тату на левой щиколотке. В общем, это не новость, ему уже четыре года. У Денёв два небольших тату — на спине и на щиколотке, оба напоминают традиционные полинезийские узоры. Впрочем, может, их больше, но мы об этом, скорее всего, никогда не узнаем. Даже видимые тату Катрин специально не выставляет напоказ и не постит их фото в Instagram. Денёв никогда не желала быть "слишком публичной". По её словам, ценила личную жизнь.

Насколько вообще может быть "настоящей" Катрин Денёв в публичном пространстве? Всё-таки она актриса, и актриса хорошая, славящаяся дисциплиной и высоким уровнем самоконтроля. Может, она всё время играет? Всех приглашают на брифинг. Три ряда кресел, около двадцати человек. Катрин Денёв слева, переводчица — справа. Актриса спокойна, приветлива, не отделывается односложными фразами, говорит естественно. Это привычка: ведь без преувеличения дала за свою жизнь тысячи интервью. По её поведению почти невозможно узнать о Катрин ничего — слишком высока степень самообладания. Но могут ли ответы Денёв рассказать о ней что-то ещё?

КТО ОНА: Французская актриса
ПОЧЕМУ ОНА: У неё более ста двадцати ролей в кино. Среди них десятки классических

Как вы думаете, оглядываясь на вашу уникальную карьеру, состоялась бы она или пошла как-то по-другому, если бы когда-то Аньес Варда во время съёмок "Шербурских зонтиков" не изменила вашу причёску?

— Думаю, что определяющая разница заключалась не в этом. Но я точно знаю, что, если бы я не снялась в том фильме, моя карьера сложилась бы совершенно иначе. Действительно, Варда подняла мою чёлку, но не она была режиссёром этого фильма.

Поправившая чёлку Катрин Аньес Варда была женой режиссёра "Шербурских зонтиков" Жака Деми и сама затем стала классиком кино. Денёв впоследствии снимется у неё тоже. В этом ответе есть две вещи, которые рассказывают нам о Денёв. Во-первых, она принадлежит поколению "новой волны", для которого именно режиссёр — бог и властитель кино. Он отвечает за все компоненты, он же формирует из актёров образы и роли. Во-вторых, Денёв уверена и знает себе цену — фразу о том, что дело было не в чёлке, она говорит с лёгкой усмешкой. Ну, в общем, да — любой другой ответ был бы странен с такой-то карьерой (тут и далее курсивом — комментарии автора).

Катрин, из всех ролей, которые вы играли, могли бы назвать одну, наиболее повлиявшую на вас как актрису и как женщину?

— Вероятнее всего, это была роль в фильме "Последнее метро" Франсуа Трюффо. Я сыграла эту роль в сложный и даже поворотный момент в моей карьере. Она стала той точкой, после которой мне даже начали предлагать роли совершенно иного типа. Франсуа Трюффо говорил мне, что хотел создать персонаж, который несёт ответственность за чужую жизнь.

Любопытно, что Катрин не заостряет внимание на том, что именно поменялось после этого фильма. "Последнее метро" (1980) — один из последних фильмов великого режиссёра Франсуа Трюффо, это действительно совершенно особенная роль Катрин. В 1960–1970-е её рассматривали как более характерную актрису — бесстрастную, почти безэмоциональную ледяную красавицу, эдакую Снежную королеву, женщину-приз. Трюффо специально для неё написал совсем другую роль. Денёв сыграла владелицу театра Марион Стейнер, которая во время немецкой оккупации в годы Второй мировой войны прячет мужа еврейской национальности в подвале театра, и это очень живой и самостоятельный образ. Она уже не предмет каких-то мужских игр за обладание ею, а полноценная главная героиня, главная пружина всей истории. И если судить по тому, что можно видеть здесь и сейчас, Трюффо списал эту роль с неё самой.

Как вы относитесь к тому, что сейчас становятся всё более популярными комиксы, фильмы о зомби, хорроры и что в них проникает социальный контекст и поднимается множество проблем? Важно ли это, хорошо ли и как вы относитесь к таким фильмам? Например, к фильму Джима Джармуша о зомби.

— Всё-таки, по моему мнению, фильм Джармуша — это не хоррор, а фантазия на тему фильма ужасов. Такое кино мне кажется комическим. Я видела фильм Джармуша, о котором вы говорите. Он мне очень понравился. Я много смеялась.

Если бы вы были режиссёром, то на какую роль не пригласили бы Катрин Денёв?

— Знаете, я пытаюсь придумать фильмы, в которых я не хотела бы сниматься, и мне ничего не приходит в голову. Пожалуй, я бы не хотела сняться в gore-фильме (подчёркнуто кровавые и жестокие хорроры или триллеры).

Такие знания об этой специфической разновидности фильмов неслучайны. Одно из самых заметных движений во французском кино последних десятилетий — "новый французский экстрим". Название недвусмысленно намекает на содержание. Его представители есть как в чисто жанровых, так и в авторских фильмах. Характерно, что Денёв, которая на протяжении всей карьеры была очень свободна в выборе ролей и всё время пробовала что-то новое, у самых видных авторов этого направления почти не снималась.

В последнее время в Голливуде поднимается тема неравенства оплаты между мужчинами-актёрами и женщинами-актрисами, тема сексуального насилия. Существует ли подобная проблема во Франции?

— Конечно, сейчас многое меняется, но проблема остаётся. Нельзя сказать, что мы решили, например, проблему равной оплаты актёрского труда, а также другие проблемы, но изменения тоже есть.

В начале 2018 года Денёв подписала письмо, критикующее движение #metoo. Вернее, не столько движение, сколько то, что оно приводит к новому пуританству и превращается в новую охоту на ведьм и несогласных. Письмо было написано четырьмя француженками, среди которых писательница, журналистка, арт-критик и актриса, но в прессе оно было немедленно окрещено "Письмо Денёв" и подверглось чудовищной критике, особенно в США. Фразы о "привилегированных снобах, которые отстали от времени", были в числе самых мягких высказываний. Через неделю актриса решила самостоятельно разъяснить позицию и в письме уже только от своего имени извинилась перед жертвами сексуального насилия, которых письмо могло оскорбить. Хотя Денёв во втором письме немного дистанцировалась от своего первого заявления, там же сказано, что она в общем не отказывается от того, что написала раньше. Нынешний ответ на вопрос, вежливый, но краткий, — свидетельство того, что Денёв сказала на эту тему достаточно и в новые схватки ввязываться не желает.

Венецианский кинофестиваль в этом году открывается фильмом "Истина" с вашим участием. Это первая работа японского режиссёра Хирокадзу Коре-Эды за пределами своей страны и не на японскую тему. Фильм снят на французском материале. Чувствовалась ли эта история вами как чужая, то есть не французская?

— Признаюсь, я обожаю работы этого режиссёра. Тем не менее сама роль, которую я играю — французской звезды на склоне своей деятельности, — ко мне не имеет абсолютно никакого отношения. Это настолько отличается от меня, что мне было даже любопытно принимать участие в фильме и забавно видеть, как в представлении японского режиссёра может выглядеть французская актриса на определённом этапе своей карьеры.

Но вы получили удовольствие от этой роли?

— Да. Это была выстроенная и продуманная роль.

Восторженные поклонницы. Многочисленные сувениры для Катрин Денёв — свидетельство любви украинцев к французскому кино

Буквально за день до интервью стало известно, что "Истина" открывает Венецианский кинофестиваль в этом году. Фильм расскажет о французской звезде кино на склоне лет (Денёв), которая опубликовывает свои мемуары, о её отношениях с дочерью (Жюльет Бинош) и её мужем (Итан Хоук).

Много ли читающих это обожают фильмы Хирокадзу Коре-Эды? Большинство впервые услышало о нём, когда "Магазинные воришки" победили в Каннах в прошлом году, что, в общем, неудивительно: этот японский режиссёр уже 25 лет снимает в основном тихие семейные драмы. А Катрин его, оказывается, любит. И этого ответа достаточно, чтобы понять, как она выбирает роли и интересуется ли кино в принципе. А ещё это свидетельствует о том, что может заставить человека со 122 ролями в кино за плечами сыграть ещё одну роль. Это любопытство и желание приобрести новый опыт.

Как в целом вам работалось с Хирокадзу Коре-Эдой над фильмом?

— У нас были определённые трудности в работе, связанные с тем, что режиссёр не знал ни одного языка, кроме японского. Поэтому мы общались только через переводчицу. Это всегда усложняет работу.

Денёв очень точно даёт понять, что всю свою жизнь оставалась французской актрисой. У неё были англоязычные роли, она снималась в итальянских, американских и британских фильмах, но, по сути, она всегда оставалась французским достоянием. Похоже, что общий язык общения с режиссёром для неё до сих пор остаётся важнейшим фактором.

Как вы оценили бы состояние современного французского кино, имея возможность сравнить его с фильмами предыдущих десятилетий?

— Знаете, кино — это зеркало общества. В наше время мы видим невероятный технический прогресс, который касается не только кино. Сегодня молодые режиссёры могут снимать фильмы, не привлекая таких больших бюджетов, как раньше. А во Франции, например, существует очень много возможностей снимать кино без оглядки на любую цензуру. Фактически каждый может снимать то, что он хочет. Например, фильм, который мы будем сегодня представлять, очень политический, в нём ярко выражена политическая позиция. Поэтому если говорить о сегодняшнем дне, то в современном французском кино очень много свободы, которая позволяет раскрываться молодым талантам.

Loading...