Дикий мед. Готовы ли в мире покупать украинскую сладость

Фото: lawyers.com.ua
Фото: lawyers.com.ua

Как рынок полезной продукции планируют вывести из тени

Related video

Сегодня основными импортерами меда на глобальных рынках являются Европа и США. Но конкуренция на мировом рынке растет, и украинские экспортеры меда уже присматриваются к новым странам-покупателям.

Курс на Европу

Мед в Украине сегодня производят в основном частные пасечники. Их в стране около 400 тыс. Сколько у них пчелиных семей, какой объем производства, точно сказать не берется никто.

"Учитывая специфику учета, а также тот факт, что около 98% меда производится в домохозяйствах, сказать на сколько точно вырос объем производства достаточно сложно", — поясняет Анна Бурка, национальный консультант Продовольственной организации ООН (ФАО).

По ее словам, объемы экспорта и внутреннего потребления позволяют говорить, что в 2016 году в Украине произвели около 100 тыс. т меда

Более половины украинского меда идет на экспорт. Легче всего торговать с европейскими странами. Тут и логистика проще, и культура потребления схожа.

"Тренд сломился лет шесть назад, когда в Европе заговорили о качестве китайского меда и ввели более серьезные барьеры по соотношению физико-химических показателей и нормам содержания антибиотиков. Тогда большая часть китайского меда стала непроходной для европейского рынка. Украина зашла на этот рынок с более качественным продуктом", — говорит Владимир Шкляр, СЕО Biotec Group.

Частично спрос на украинский мед со стороны европейцев стимулировали квоты на беспошлинную продажу меда. После подписания договора об Ассоциации с ЕС Украина получила возможность продавать на особых условиях 5 тыс. т продукта.

"Это примерно 10% экспорта украинского меда. В 2017 году уже около 8 тыс. т меда без пошлин экспортировали в ЕС. Экспорт растет", - считает Александр Почкун, генеральный директор "Бейкер Тилли Украина".

Соответствуй или уходи

Более половины украинского меда идет на экспорт. Легче всего торговать с европейскими странами

При этом Владимир Шкляр считает, что беспошлинный мед европейцам покупать интересно, но для ЕС важнее иметь возможность в первую очередь получать качественный мед по приемлемой цене. Обеспечение этого требования сегодня ложится на плечи экспортеров.

"Самое страшное — повышенное содержание в меде антибиотиков, выявить которые визуально нельзя, и не всегда это можно сделать в лаборатории", — поясняет Шкляр.

Повышенное содержание антибиотиков в меде может быть из-за того, что лечение пчел происходит с нарушением норм. Или же насекомое самостоятельно находит источник таких препаратов. Так бывает, если, к примеру, рядом с пасекой держат кур-бойлеров, которым в воду часто добавляют антибиотики. Если пчела выпьет такой воды, это может негативно отразиться на качестве меда.

Анна Бурка говорит, что именно строгие правила к качеству меда со стороны ЕС заставили многие компании-экспортеры создавать на предприятиях собственные лаборатории.

"На данный момент каждая компания — экспортер меда проводит необходимые анализы на каждую входящую и исходящую партию меда", — говорит национальный консультант ФАО.

Многие экспортеры проводят анализы в своих лабораториях или обращаются к услугам независимых тестировщиков. Часто такие анализы проводятся в нескольких лабораториях на разных этапах: покупка у заготовителя, поставка на склад временного хранения, отправка покупателю.

"Итоговый анализ делаем в немецкой независимой лаборатории", — добавляет Владимир Шкляр.

Чей мед?

Нередко экспортерам приходится отказываться от покупки крупнотоннажных партий, поскольку там есть антибиотик, но понять, от какого именно пасечника пришел продукт с этим препаратом, невозможно. В Украине нет системы прослеживания в медовом бизнесе.

"Нужны стандарты для отрасли, которые позволили бы производить мед прогнозируемого качества. Без этого наш мед буде дешеветь. Другие страны могут продавать такой же мед, но дороже, поскольку у них есть прослеживаемость производства", — отмечает Владимир Шкляр.

По его словам, многие пчеловоды не регистрируют свои пасеки, не всегда подают настоящие документы, поэтому понять, откуда взялся тот или иной объем меда, невозможно. В правительстве говорят о том, что нужно стандартизировать отрасль и приводить ее к европейским стандартам ведения бизнеса.

Украинский мед по большей части подсолнечный. Он имеет свойство быстро засахариваться, а значит, его нужно дорабатывать, чтобы он оставался жидким

"Я не верю в государственное регулирование. Мы можем регистрировать пасеки, но, к сожалению, в украинских условиях это приобретает формат шлагбаума на входе в интересные бизнес-зоны. Здесь должны быть рыночные способы регулирования", — не соглашается с тем, что стандартизация — это задача государства, Александр Почкун.

Он уверен, что участники рынка должны самостоятельно выстроить эту систему, опираясь на сохранение репутации и долгосрочные подходы к сотрудничеству.

Пока вопросы реформирования отрасли в зачаточной стадии, украинские экспортеры видят для себя только два пути повышения эффективности медового бизнеса. Первый — увеличение качества продукции, за которую можно будет получать более высокие цены. Второй — увеличение объемов поставок, несмотря на снижение цены. Такой тактики намерен придерживаться Сергей Грынь, гендиректор Украинской медовой компании. Он считает, что цена на украинский мед почти наверняка будет падать.

"Конкуренция жесткая, мы начали проигрывать Индии, Вьетнаму и другим поставщика. Пасечники плохо относятся к перспективе снижения цен, но с другой стороне, бизнес Украины — зарабатывать на объеме, а не на высокой марже", — считает экспортер.

Тут все дело в том, что украинский мед по большей части подсолнечный. Он имеет свойство быстро засахариваться, а значит, его нужно дорабатывать, чтобы он оставался жидким. Именно такой мед предпочитает Европа. При этом дорого платить покупатель готов за монофлерный мед (гречишный, липовый, акациевый). Такого в Украине на экспорт продают немного.

Как бы то ни было, большинство украинских поставщиков сладкого продукта предпочитают работать с Европой, но в ряде компаний уже задумываются о поставках продукта в юго-восточную Азию, Японию, возможно, Африку. Готов покупать мед и Китай. Но принципиально рентабельность экспорта украинского меда выход на новые рынки не изменит. Это будет возможно только при продажах фасованной продукции, а это уже сложнее. Хотя бы потому, что конкуренция на рынке переработанных продуктов очень сильна.