Смехом наизнанку
Лошадь хоть и ржет, но — не смеется; горилла показывает свои ужимки неосознанно; попугай копирует гомерический хохот, но это лишь звукоподражание человеку. Чувство юмора, как и реакция на него, свойственны только разумному существу. Фокус — о том, откуда берется смех
Средневековая симпатическая магия трактует: рана заживает, если особым составом смазать ранивший тело клинок. Жизнь была бы прекрасной, не окажись рокировка причины и следствия запрещенной диалектическим материализмом. Представьте: стоит только растянуть губы, показать зубы, сузить глаза — и вмиг становится весело! Но закон людской природы смеха работает лишь в одном, обратном направлении. Даже клоунам экстра-класса не под силу это опровергнуть – недаром их считают слегка грустными. Виктору Гюго шутка удалась: его роман "Человек, который смеется" — один из самых печальных в мире. Но мы будем говорить о настоящем смехе.
Ученые утверждают, что смех — это социальный рефлекс. Он же — физиологическая реакция на юмор и одна из самых сильных, "магнетических" человеческих эмоций: вид от души смеющегося человека приводит в хорошее настроение окружающих.
При всем многообразии видов, есть две главные категории смеха: "смех тела" и "смех ума". Первый присущ даже животным. Известен феномен "смеющихся крыс", когда грызуны в своей возне издают звуки, которые можно трактовать как аналог человеческого смеха. Но это — всего лишь ответ на раздражитель, подобный щекотке. Чувство юмора, то есть "смех ума", был и остается прерогативой человека. Способность смеяться появляется у ребенка уже через несколько недель после рождения. Есть данные, что шестилетний карапуз может хохотать до 300 раз в день.
Икота разума
Именно так именовали смех древние, понимавшие, что он — исключительно человечья принадлежность. Кажется, что рассмеяться без причины — дело непростое, и даже — сложное. Между тем существуют некоторые приемы, которые позволяют актерам смеяться и плакать, даже если этого вовсе не хочется. Юрий Непша преподает актерское мастерство в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого. По просьбе Фокуса он демонстрирует эти особые технологии производства эмоций.
Итак, маэстро стоит, опустив глаза. Он начинает несколько судорожно двигать плечами; проходит каких-то двадцать секунд, и где-то в глубине тела Юрия рождается смех. Еще мгновение — смех крепнет и превращается в самый настоящий, натуральный хохот. Вслед за этим актер показывает, как такая же техника позволяет расплакаться, причем — настоящими горючими слезами.
— На самом деле, смех вызвать у себя несложно: достаточно представить что-то особо комичное. Например, что у собеседника вдруг выросло огромное ухо, — рассказывает преподаватель. — Но это всего лишь ремесло. И такого умения бывает недостаточно, чтобы играть в комедии. Скажу, что большинство актеров стремится играть в драмах — ведь слезу из зрителя выдавить проще, чем рассмешить.
Что касается эстрады, то современные юмористические шоу Юрий Непша называет абсурдными и считает их насилием над зрителем.
— Сегодняшний юмор, вот такой, как с этими бабками ("Новые русские бабки" — Фокус), или когда мужчина переодевается в женское платье — это так надоело. Создается впечатление, что они говорят со сцены — ну смейтесь, давайте! Но это же не смешно! Те, кто сегодня смешит публику, работают на так называемую первую сигнальную систему. Это очень агрессивный путь. А настоящую комедию играть тяжело. Смех — дело серьезное.
Свой и чужой
Скажи, над чем ты смеешься, и я скажу, кто ты. Юмор может быть своего рода "клубной карточкой", которая говорит о принадлежности человека к социальной или профессиональной группе. Есть байки пилотов и финансистов, милиционеров и адвокатов. Весьма специфичен юмор звукорежиссеров и музыкантов. Смысл шуток, к примеру, сисадминов зачастую понятен только им. Но и простые смертные могут оценить такую миниатюру:
— Папа, а адрес пишется с одной "с" или с двумя?
— С тремя "w", сынок.
Анекдоты на медицинскую тематику воспринимают не только сами медики. Зачастую шутки эскулапов — пример "черного юмора". Схожего оттенка юмор у бухгалтеров:
Фирме требуется главбух. Заместитель говорит директору:
— У меня есть хорошая кандидатура. Правда, ему еще полгода сидеть…
Известный писатель-сатирик Марьян Беленький, создатель знаменитой "тети Сони" — эстрадного образа Клары Новиковой, беседуя с Фокусом, рассуждает о "национальности" юмора:
— Есть нации, наиболее склонные к самоиронии. Это в первую очередь — евреи, англичане и украинцы. Хотя существует различие между шутками, которые люди придумывают про себя сами, и теми, что рассказывают про них другие. Антисемитские и антиукраинские анекдоты совсем не смешные, — говорит г-н Беленький.
По его мнению, западный юмор, в особенности американский, снизил планку "ниже пояса" и ныне отличается физиологической тематикой.
— На сцене там шутят очень откровенно. Про секс, наркотики, гомосексуализм, тюрьмы говорят без цензуры и самоцензуры. Актер может изображать сцены онанизма, секса, и это никого не шокирует. Они привыкли. А слепое копирование чужого губительно для национальной культуры. Ведь в Украине есть свои традиции жанра, которые можно проследить от Остапа Вишни до современных "кроликов" и Андрея Данилко.
Последнего, кстати, известный сатирик хвалит особенно:
— Верку Сердючку, как и Чарли Чаплина, можно воспринимать на разных уровнях: как попсу и как пародию, доведенную до абсурда. Это — как "Черный квадрат": нарисовать такое может каждый, но Малевич — гений. Считаю, что Данилко уже заслужил государственную премию за пропаганду Украины в мире, — говорит Марьян Беленький.
Сам он, к слову, писателей-юмористов считает людьми грустными и даже — нудными, и добавляет, что если бы знал, откуда берется вдохновение веселить других, зарабатывал бы на жизнь чтением лекций.
Лекарство без рецепта
Александра Рыбальченко, специалист киевского Института психологии им. Г.С.Костюка, уверена: дети лучше воспринимают и понимают юмор, потому что их сознание не заштамповано стереотипами взрослых, чье чутье смешного снижается из-за комплексов, которыми они обрастают с годами.
— Кому-то сказали, что у него не очень красивая улыбка, кому-то сделали замечание, что он не к месту громко рассмеялся: этого бывает достаточно, чтобы человек стал более сдержанным в своих эмоциях, — говорит г-жа Рыбальченко. — Но день нужно начинать с улыбки. Смотреть на себя в зеркало и улыбаться. Ведь сегодня все в первую очередь думают о своих проблемах, и так человек лишается чувства радости жизни. Зато даже неискренний смех может принести организму пользу и разрядить стрессовую ситуацию. Мозг, перегруженный отрицательными эмоциями, находит свое спасение в смехе, который дает необходимую положительную разрядку.
Совершенно серьезно воспринимают смех гелотологи (смех по-гречески — "гелос"), — специалисты по смехотерапии, которую уже не один год практикуют на Западе. В Хайфском университете в Израиле с недавних пор открылось новое отделение, где готовят "клинических клоунов". Идея заняться подготовкой "смехотерапевтов" возникла, когда обнаружилось целительное воздействие комических представлений на больных людей.
Сам основатель "смехотерапии" Норман Казинс излечился от тяжелого заболевания костей после того, как несколько месяцев смотрел одни комедии. Пока не существует фундаментальных исследований о схожих фактах излечения физиологических заболеваний, однако с одной из самых распространенных болезней XXI века — депрессией — смех борется успешно. Понятно, что способность к самоиронии позволяет трезвее оценивать ежедневные проблемы и не впадать в отчаяние. Как говорил польский писатель-юморист Станислав Ежи Лец, тонкое чувство юмора — это дар божий, который позволяет рассмеяться судьбе в лицо.