Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Гендиректор «МТС Украина» Андрей Дубовсков в ближайшее время iPhone не обещает

О том, легко ли кинорежиссёру управлять бизнесом, как экономический кризис повлияет на рынок мобильной связи и что в будущем придёт на смену мобильному телефону, Фокусу рассказал гендиректор «МТС Украина» Андрей Дубовсков
000


Компания «МТС Украина» не снимает кино, а занимается мобильной связью. Тем не менее её директор Андрей Дубовсков совсем не против аналогии с режиссурой.

– Даже при моём скудном английском я знаю, что director в переводе с этого языка означает режиссёр. Ведь я организовываю вокруг себя пространство, людей и процессы.

Аналогия с кинематографом не случайна: образование Андрей Дубовсков получил во ВГИКе как раз по специальности «режиссёр». Но окончив этот вуз в 1993 году, по специальности работать не стал: в те времена кинематографистам приходилось нелегко. Правда, сейчас для бизнесменов тоже настали тяжёлые дни. Но, как утверждает Андрей Дубовсков, на его отрасль мировой финансовый кризис повлиял не сильно.

– Я бы не сказал, что наши абоненты стали тратить меньше. Мобильная связь – это уже как еда. Поэтому кризис – не тот случай, когда люди стали бы отказываться от услуг сотовых компаний, считая их роскошью или мотивируя себя тем, что необходимо сокращать расходы. Тем более есть известный тезис: всё дорожает, а связь дешевеет. Те компании, которые сейчас находятся в состоянии активного инвестирования, имеют определённые проблемы. Но на нас, с этой точки зрения, кризис серьёзного влияния не окажет, потому что мы фактически к концу текущего года все объёмные инвестиции завершим. Наша сеть уже находится в той стадии построения, когда её можно только где-то локально улучшать. И в следующем году, скорее всего, денег мы потратим меньше, чем в этом. 

– В России с недавних пор МТС предлагает своим клиентам iPhone. Когда культовый телефон будет продаваться в Украине?
– iPhone – продукт однозначно модный, востребованный на зарубежных рынках. Поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с Apple. В России продажи iPhone 3G стартовали 3 октября. Старт в Украине в первую очередь зависит от решения Apple. Поскольку iPhone «заточен» под контент, его продвижение на рынке будет зависеть от потенциального спроса и темпов развития технологий 3G в Украине. И хотя украинский рынок невелик в сравнении с Россией или Западной Европой, и для него характерен гораздо более низкий уровень контрактных подключений, на которые делается ставка в случае с iPhone, я предположу, что рано или поздно его официальная версия появится и в Украине. 

– На Западе очень популярна услуга BlackBerry, дающая удалённый доступ к корпоративной почте с мобильного. Почему она не распространена в Украине?
– Я бы не сказал, что BlackBerry не пользуется популярностью в Украине. Не прошло ещё и года с момента запуска услуги, а её абонентами стали более 100 крупнейших украинских корпораций и зарубежных компаний, работающих в Украине. На сегодняшний день число абонентов BlackBerry исчисляется тысячами. В следующем году, надеюсь, перейдем на десятки тысяч. Другое дело, что эксклюзивные преимущества услуги, включая мгновенный удаленный доступ к корпоративным базам данных, а также, не в последнюю очередь, степень защиты передаваемой информации, обеспечивает её популярность прежде всего в бизнес-сегменте. Что касается частного сегмента, то мы изначально не рассчитывали на массовый спрос. Для частного потребителя BlackBerry – это в большей степени имиджевый продукт, свидетельствующий об определённом статусе его владельца. 

Андрей Дубовсков 

Родился в 1966 г. в Алма-Ате, Казахстан 

1993 г. – закончил ВГИК 

С 2002 г. – гендиректор одной из компаний группы Tele2 

С 2004 г. – директор филиала МТС
в Нижнем Новгороде 

С 2006 г. – директор филиала макрорегион МТС «Урал» 

С 2007 г. – первый замгендиректора
в «МТС Украина» 

С января 2008 г. – гендиректор ЗАО «Украинская мобильная связь»
Женат, есть сын и дочь


Яйцо – в массы
Чуть более года назад украинцы распрощались со старейшим отечественным мобильным брендом UMC. То, что пришло ему на смену, вызвало бурю эмоций: слово «яйценосцы» было, пожалуй, самым приличным из эпитетов, которые тогда использовались по отношению к абонентам компании. За год до этого такая же реакция волной прокатилась по России. «Компания с яйцами – это звучит агрессивно», – шутил тогда гендиректор МТС Леонид Меламед. Но Андрею Дубовскову, который в то время работал директором макрорегиона МТС «Урал», было не до шуток. В регионе на тот момент действовало шесть операторов, причём МТС даже не входила в тройку лидеров. 

Заставить уральцев полюбить новый бренд было трудно. Андрею пришлось исколесить все области своего региона, встречаться с журналистами, давать разъяснения. Но всё же через некоторое время МТС вырвалась на первое место в регионе по доходам. А Андрей Дубовсков в ноябре прошлого года переехал в Украину. 

Новый дом
Как известно, политические отношения между Россией и Украиной сейчас не самые тёплые. Но Андрей Дубовсков утверждает, что ничего подобного в бизнес-контактах или при простом общении он не замечает. Возможно, это обусловлено спецификой отрасли. 

– Я ещё могу понять, если речь идёт о двух сталелитейных заводах: они производят одинаковую продукцию, и им надо завоевать рынки. Тогда регулятор в каждой стране может защищать свои рынки. Но мы-то ведь сервисная компания.

Гендиректор «МТС Украина» уверен, что многие базовые отраслевые принципы в Украине и в России идентичны. А с конкурентной точки зрения украинский рынок далеко не самый ужасный.

– Во многих российских регионах он гораздо более конкурентный. Пять операторов стандарта GSM в каком-нибудь городе-миллионнике – это не редкость. В целом в России с момента распада Советского Союза было выдано около 150 лицензий связи. Даже я «родил» персональный бренд (смеётся). Это была небольшая компания в одном из российских регионов, она работала в стандарте DAMPS. В Украине в этом же стандарте работала DCC. Но сейчас количество мобильных операторов в России уменьшилось едва ли не на порядок.

Андрей Дубовсков считает, что тенденция к укрупнению характерна и для Украины. Да и события на рынке это подтверждают. В начале года уже образовался тандем российских «Голден Телеком» и «Вым-пелком» (ТМ Beeline). Их украинские «дочки» постепенно начинают предоставлять в Украине скоростной доступ в Интернет под ТМ Beeline. Ходят слухи о возможном сотрудничестве или даже слиянии «Фарлеп-Оптима Телеком» с компанией «Астелит» (ТМ life:) (соответственно, 99,88% и 45% акций которых принадлежит группе SCM).

– Рынок крупных игроков окончательно сложился во всех секторах телекоммуникационного бизнеса: среди мобильных операторов, операторов местной, дальней связи. 

В розницу
Но если рынок операторов мобильной связи и сложился, то рынок мобильного ритейла в России находится на пороге больших перемен. Крупные торговцы сотовыми телефонами «Связной» и Dixis активно ищут инвесторов. А в конце сентября крупнейшая российская сеть по продаже мобильных телефонов и электроники «Евросеть» была продана бизнесмену Александру Мамуту. Причём до объявления о продаже основным претендентом на детище основателей «Евросети» Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева считалась компания МТС. Поэтому многие эксперты уверены, что претендовать на сотовых ритейлеров станут прежде всего операторы мобильной связи. Андрей Дубовсков считает такую тенденцию вполне закономерной. 

Речь, правда, идёт о российском опыте, на который Украине равняться не стоит, считает г-н Дубовсков. Ведь во взаимоотношениях с ритейлерами разница достаточно велика. Речь идёт прежде всего об обязательной в России персонификации абонента: необходимости предоставлять паспортные данные при подключении как на контракт, так и на припейд-программу. В Украине же паспорт нужен только при подключении на контракт, а приобрести пакет предоплаченной связи может кто угодно и где угодно.

– В Украине у нас есть партнёры, которые не имеют своих розничных сетей и взаимодействуют с неспециализированной розницей – с табачными киосками, пивными ларьками. В России таких партнёров нет, потому что требуется персонификация абонента. А абонент не будет подключаться в табачном киоске с паспортом. Поэтому в России практически отсутствуют дистрибуторы как класс. Кроме того, в Украине нет таких специализированных ритейлеров, которые бы занимали существенную долю рынка. 

– Есть ли у компании МТС интерес к возможной покупке «Укртелекома»?
– Совершенно естественно, что, будучи одним из ключевых игроков рынка телекоммуникаций на глобальном уровне, группа МТС оценивает привлекательность различных телекоммуникационных активов. Что касается «Укртелекома», однозначно определиться с решением можно будет лишь после объявления условий приватизации, оценки послепродажных ограничений и запретов и ознакомления с активом. 

Взгляд как вызов
Несмотря на то, что мобильная связь является очень молодой отраслью, Андрей Дубовсков любит порассуждать на тему будущего телекоммуникаций. Он убеждён, что, несмотря на явный прогресс, в этой сфере нас ожидает еще много нового.

– Совсем не обязателен чип в ухе. Как мне кажется, мы не далеки от того времени, когда техника начнёт заменяться сенсорными технологиями на уровне человеческой мысли. Например, мы часто замечаем, как какой-то человек на нас смотрит. Мы этого не видим, но чувствуем. Недавно я смотрел документальный фильм: японцы научили касаток произносить некоторые слова. И когда учёный говорил касатке на японском какое-то «кася-мася», я подумал: а неужели животные это «кася-мася» отличают от английского или русского? Вот и интересно, что будет тогда, когда человечество научится интерпретировать такие вот базовые сигналы, а потом переводить их на доступный человеку язык внешних носителей (указывает на телефон). Если бы я имел техническое образование, то, наверное, посвятил бы изучению этого всю жизнь.

0
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.