Ножом в сердце
Искусство – это «я», наука – это «мы», – сказал однажды известный украинский хирург Александр Шалимов. Благодаря усилиям нескольких поколений ученых, кардиология поднимается на новую ступень. Кровопролитные операции уходят в прошлое. На смену им приходят новые, щадящие методы лечения
Инфаркт миокарда (от лат. infarcire – набивать, наполнять) – острая и наиболее тяжелая форма ишемической болезни сердца, следствие нарушения коронарного кровообращения. По сути — окончательное закрытие сосуда, осуществляющего артериальное кровоснабжение сердца, который до этого из-за заболевания все время сужался. Хирургический способ решения проблемы, который раньше широко использовался, предполагал установку шунта — пересаживаемого фрагмента здорового сосуда – в обход поврежденного.
Благодаря новым методам лечения необходимость прямого операционного воздействия на сердце возникает реже. Шунтирование заменяет малокровная операция (манипуляция) – стентирование. А попросту говоря, установка в кровеносный сосуд стента – миниатюрной сетчатой трубочки из металла диаметром в 2-3 мм. С помощью специального проводника она попадает в необходимое место артерии и там закрепляется, обеспечивая нормальный кровоток. Стенты нового поколения по эластичности приближаются к сосудам. Обычно их обрабатывают препаратами, которые в течение двух месяцев обеспечивают сосуду местную терапию.
— Стентирование занимает около часа, — объясняет профессор Юрий Соколов, руководитель отдела интервенционной кардиологии киевского кардиологического Института им. Н. Стражеско. — Осуществляется манипуляция, в отличие от операции на открытом сердце (после которой, вне зависимости от результата, человек признается инвалидом), под местным наркозом. Реабилитационный период для больного – минимальный. Зачастую мы выписываем его уже через 5-6 дней после стентирования.
Интервенционная кардиология (важной частью которой является чрескожное внутрисосудистое лечебное вмешательство) — пока еще новое направление в медицине. В то время как в США проводят 1,2 млн. стентирований в год, а в соседней Польше — 57 тыс., в Украине через аналогичную манипуляцию проходят за год всего полторы тысячи пациентов. Недешев и сам стент — стоит он около $3 тыс. Однако, овчинка определенно стоит выделки.