Зампред НБУ Александр Савченко: большинство банков переживет кризис
Зампред Нацбанка Александр Савченко – о том, почему банки не нужны собственникам, о цене доллара и справедливости
До 17 марта замглавы Нацбанка Александр Савченко руководил деятельностью департамента валютного контроля и управления контроля рисков.Однако после конфликта в руководстве НБУ лишился основных полномочий. Отказавшись прокомментировать причины своего отстранения, опальный чиновник рассказал Фокусу, на чем зарабатывают банкиры во время кризиса, подсчитал, скольким банкам правительство поможет, и дал прогноз валютного курса.
– Сейчас банкиры сетуют на трудности. Неужели банковский бизнес перестал приносить прибыль?
– Допускаю, что некоторые банки могут зарабатывать и в этих условиях. Например, повышая расценки и комиссионные за торговые операции, за обмен валют. Но крупные системные банки сейчас убыточны, а их собственники находятся в тяжелом положении. Именно поэтому они готовы дешево их продать. Банки сейчас оцениваются в половину своего балансового капитала. Впрочем, все зависит от того, как этот капитал посчитать.
– Казалось бы, кредитование экономики в стране остановилось. Но в феврале банки выдали более 9 млрд. гривен кредитов. Куда идут эти деньги?
– Если банк в тяжелом финансовом положении выдает кредиты, значит, нарушается закон. Некоторые банки (перед приходом временных администраторов) пытаются вывести деньги, выдавая кредиты "нужным людям". Разбираться с этим должны правоохранительные органы. Менеджеры и собственники должны нести ответственность за такие действия.
В госбюджете-2009 на эти цели выделено 44 млрд. грн.
По данным НБУ, потребность в дополнительном капитале крупнейших банков оценивается в 22 млрд. грн.
Нацбанк сообщил о намерении предложить правительству в качестве кандидатов на рекапитализацию Укрпромбанк, Надра Банк и Родовид Банк, в которых уже введены временные администрации.
На помощь государства также претендуют Укргазбанк (в банк направлен куратор НБУ), банк "Финансы и Кредит" и Имэксбанк (Одесса).
– Это звучит как очередное благое пожелание. Я не помню случая, чтобы собственники понесли ответственность.
– По банкам, которые обанкротились в предыдущие годы, заводилось много уголовных дел. Другой вопрос, как они заканчивались. Но тем не менее.
– Премьер Юлия Тимошенко заявила, что уже есть списки банков, подлежащих рекапитализации. О каких банках идет речь?
– Знаю, что некоторые финучреждения обращались в Нацбанк с просьбой о рекапитализации. Многие хотели бы этого, но одного желания мало: банк должен быть интересен правительству, в нем необходимо провести специальный аудит. По моим оценкам, ресурсов правительства хватит на рекапитализацию 10–15 банков. Это будут крупные системные банки. Однако не исключаю возможность рекапитализации и небольших банков, где уже есть доля государства в капитале.
– Зачем государству входить в капитал банков, становиться их акционером?
– Собственники многих банков с облегчением узнали, что государство будет входить в их капитал. Они этого ждут, чтобы снять с себя груз ответственности. Но это неправильно. Акционеры будут нести всю ответственность, пока вкладчикам не выплатят последнюю копейку. Правительство заинтересовано в кредитовании экономики, но не очень заинтересовано в приобретении банков, поскольку в этом случае берет на себя огромные проблемы. Кабмину придется рассчитаться с вкладчиками и взыскать долги. Поэтому государство не должно тратить свои ограниченные ресурсы на банки, нормальную работу которых нельзя восстановить.
– В годы кредитного бума акционеры банков снимали сливки, извлекая огромные прибыли. Почему во время кризиса их убытки должно покрывать государство, которое намерено выделить из бюджета около 40 млрд. гривен на рекапитализацию банков?
– Конечно, это несправедливо. Но бросать большой банк на произвол судьбы социально опасно. Жертвами станут не столько собственники, сколько предприятия и люди. Кроме того, благодаря вхождению в капитал правительство сможет восстановить банк, а потом продать свою долю и даже заработать на этом. Капитал государства должен быть направлен на восстановление платежеспособности банка. Мне известны предприятия, у которых из-за проблем с платежеспособностью банков застряли платежи на 100 млн. гривен. Это касается и возвращения депозитов. Остальные средства должны быть направлены на кредитование. Но это произойдет не сразу и не во всех банках. Во Франции, Германии и Соединенных Штатах государство буквально заставляет банки кредитовать экономику. У нас об этом забыли, и это очень опасно.
– Не поздно ли предпринимать антикризисные меры?
– Мы очень опаздываем. Украина – страна, больше всех потерявшая из-за кризиса, но не начавшая борьбу с ним, в отличие от Америки и Европы, которые уже на протяжении четырех-пяти месяцев вливают деньги в экономику. По этой причине у них спад производства не 40%, как у нас, а только 10%.
– По каким признакам можно определить банки, которые переживут кризис?
– Большинство банков переживут кризис. Выживут те, кто кредитовал разные отрасли и соблюдал "золотое правило" о соответствии сроков депозитов и кредитов. Например, какова причина проблем банка "Надра"? У него хорошие активы, но очень "длинные" – в основном это ипотечные кредиты на срок 20–25 лет. Зато пассивы – "короткие" депозиты, как правило, на полгода или год. Когда новые деньги перестали поступать, у банка начались проблемы.
У акционеров банка "Надра" была стратегия: быстро нарастить активы и затем продать банк за хорошие деньги. Не сложилось. Между прочим, в этом состоит одна из фундаментальных причин кризиса: в прошлом бизнес работал на прибыль, а перед кризисом – на капитализацию. Бизнес развивали, чтобы его перепродать, что привело к росту "мыльных пузырей" в металлургии, химии, недвижимости, банковском деле.
"Бросать большой банк на произвол судьбы социально опасно. Жертвами станут не столько собственники, сколько предприятия и люди"– Насколько обоснованы разговоры о возможной конвертации валютных кредитов по фиксированному курсу?
– Кредитов в валюте выдавалось очень много. Если курс не опустится до уровня 7 гривен за доллар, многие заемщики не смогут их вернуть. А значит, надо приступать к реструктуризации – переводу долларовых кредитов в гривневые. Нацбанк не может сделать этого самостоятельно. Парламент должен принять закон, в котором будет прописана конкретная схема. Правда, мы до этого еще не доросли, поскольку не предприняли даже элементарных мер, направленных на реструктуризацию кредитов и возврат депозитов.
– Как будет меняться курс доллара до конца года?
– Фундаментальный курс – между 7 и 8 гривнами за доллар. Заявления политиков могут добавить к этим колебаниям еще 20–30% в ту или иную сторону. Если власти начнут системную работу по выходу из кризиса, то курс будет ближе к 7, если нет, то ближе к 8.
– Стоит ли ожидать ослабления американской валюты в мировом масштабе?
– Доллар скоро начнет падать. Это может произойти к концу года или даже к лету, поскольку власти США намерены влить в экономику около триллиона долларов. Кроме того, вызванный кризисом отток американской валюты из экономик стран мира в экономику США скоро закончится. После этого доллары хлынут в обесценившиеся активы, особенно в развивающихся странах, в том числе и в Украине. Начнется скупка наших активов, вырастет предложение доллара. Как результат, доллар будет падать, а гривна укрепится. Если мы сумеем использовать эти благоприятные факторы, к концу года Украина начнет выбираться из кризиса.