Петлюра был слишком слабым военачальником, чтобы предотвратить погромы

Симона Петлюру следовало обвинять не в организации еврейских погромов, а в том, что он был слишком слабым военачальником, чтобы их предотвратить

Related video

В Украине впервые на государственном уровне отпраздновали 130-й день рождения одной из наиболее значимых и противоречивых фигур политической истории страны XX столетия – главы Директории Украинской народной республики (УНР), головного атамана Армии УНР Симона Петлюры. Однако клеймо инициатора еврейских погромов, которое навесили на лидера национально-освободительного движения в начале прошлого века, прочно держится до сих пор.

Еврейский козырь
Впервые Петлюру обвинили в еврейских погромах в марте 1918 г. после триумфального прихода атамана в Киев и показательного военного парада на Софийской площади. Тогда он командовал гайдамаками. Лидер Центральной Рады Михаил Грушевский, опасаясь роста популярности Петлюры, всячески стремился притормозить его политический взлет, и киевские газеты развернули против гайдамаков травлю, называя их антисемитами и убийцами евреев. Эта кампания имела успех: 12 марта 1918 г. Петлюру отстранили от командования гайдамаками.

Следующий раз эту карту противники Петлюры разыграли в 1919 г., когда он уже был во главе УНР. Следует отметить, что атаман являлся искусным политиком, но не военным, поэтому в армии царило безвластие и анархия, которые нередко выливались в резню евреев. Так случилось в Хмельницком, когда войска УНР, возглавляемые атаманом Семесенко, вырезали всех евреев как "зачинщиков большевистского бунта". Но наиболее распространенными были погромы под предводительством "стихийных" повстанцев: атаманов Григорьева, Струка, Сокирки, сотника Мартыненко и многих других.

Вести о еврейских погромах очень беспокоили Петлюру. Он никогда ни письменно, ни устно не отдавал приказов, направленных на поощрение погромщиков, как утверждали в советское время. Наоборот, Петлюра не раз своими распоряжениями запрещал погромы. В январе 1919 г. украинское правительство обратилось к казакам и евреям с призывом предотвратить погромы. 16 января 1919 г. Петлюра утвердил смертный приговор грабителям, а в мае того же года подписал закон о создании комиссии для расследования всех еврейских погромов. В июне 1919 г. он прислал телеграмму коменданту тыла с требованием немедленно расстреливать провокаторов, которые подстрекают военных. По приказу Симона Петлюры после тщательного расследования был расстрелян виновник погромов в Хмельницком Семесенко.

Петлюра прекрасно понимал, что большая часть вины за погромы ляжет на него, поскольку погромщики носили форму армии УНР. Но его структуры были просто не в силах обеспечить порядок и спокойствие. Разбой и убийства стали страшной нормой и обыденностью Гражданской войны.

О том, что в УНР на государственном уровне отсутствовал антисемитизм, свидетельствует наличие в Народной республике министерства еврейских дел, также евреями были 7 министров, дипломат Арнольд Марголин представлял Украину на Версальской конференции, а в рядах Украинской галицкой армии воевал "Жидовский ударный курень".

12 присяжных
После поражения национального движения в Украине Петлюра, как и многие политики, эмигрировал на Запад, где окончательно был утвержден миф о нем как об антисемите. Сделали это 12 французских присяжных, оправдав в 1926 г. убийцу атамана Шлема Шварцбарда, который с криками "За резню! За погромы!" выпустил шесть пуль в Петлюру на улице Расина в Париже. Шварцбарда задержали на месте преступления. На досудебном следствии он потребовал, чтобы его защищал адвокат советского посла во Франции Анри Торес. Это обстоятельство побуждает некоторых историков утверждать, что к убийству Петлюры были причастны советские спецслужбы.

СССР был очень заинтересован в том, чтобы на судебном процессе очернить Петлюру и все украинское национальное движение. Поэтому для корректировки судебного процесса в Париж был откомандирован с 2400 рублями партийный деятель Григорий Попов. В свою очередь, в Москве французский журналист Лекаш при поддержке ОГПУ отбирал в архивах и библиотеках материал, свидетельствовавший о еврейских погромах, учиненных атаманами или подразделениями армии УНР. При этом он полностью игнорировал причастность к этим погромам белых, красных и поляков.

Процесс с самого начала приобрел эмоциональную окраску. Все западные газеты наперебой трубили о погромах и антисемитизме, царящем в Украине. Представленные украинской стороной документы, доказывающие обратное, попросту игнорировались. Также слабыми оказались и доводы свидетелей. В результате присяжные вынесли Шварцбарду оправдательный вердикт. По сути, приговор был унизительным для украинской стороны. Убийцу обязали заплатить один франк за загрязнение тротуара, а жену убитого – оплатить все судебные расходы. Таким образом, в западной и советской прессе за Петлюрой окончательно закрепился ярлык виновника и организатора еврейских погромов в Украине.

Показательно то, что даже один из создателей сионизма и еврейского государства Зеев Жаботинский не верил в этот фарс с самого начала. "Он (Петлюра), как и остальные выдающиеся члены этого украинского правительства, никогда не были теми, как их называют, "погромщиками", я хорошо знаю этот тип украинского интеллигента-националиста с социалистическими взглядами. Я с ними вел борьбу против антисемитов и русификаторов. Ни меня, ни остальных думающих сионистов южной России не убедят, что людей этого типа можно считать антисемитами", – заявил Жаботинский.

Владимир Гуцула