Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Тренер корифеев

27-28 июня Московский театр «Ленком» снова гостит в Киеве. На сей раз театральная публика знакомится с постановкой Олега Янковского «Tout Paye, или Всё оплачено» по пьесе Ива Жамиака. Это первый спектакль из поставленных не Марком Захаровым. Сам маэстро признался: спектакль открыл новый период «Ленкома»
000

 

Марк Захаров
Родился 13 октября 1933 г. в Москве.
В 1951 г. – зачислен на 1-й курс
актёрского факультета ГИТИСа.
В 1955 г.  получил распределение в Пермский областной драматиче­ский театр.
В 1959-1964 гг.  служит актёром в Московском театре им. Гоголя и эстрадном театре миниатюр.
В 1966 г. – режиссёрский дебют: спектакль по пьесе Евгения Шварца «Дракон» на сцене студенческого
театра МГУ.
В 1967 г. – приглашён в качестве режиссёра в Московский театр Сатиры.
В 1973 г.  возглавил Московский театр им. Ленинского комсомола («Ленком»).
В 1977 г. – режиссёрский дебют Захарова в кино: фильм «12 стульев».
В 1988 г.  выходит его первая книга «Контакты на разных уровнях».
Женат, дочь — Александра Захарова, актриса «Ленкома».

Марк Анатольевич, верно ли, что пьеса Tout Paye бьёт в Москве все рекорды популярности?
— Этот спектакль, наряду с «Юнона и Авось», стал своего рода визитной карточкой театра.

— Ваш театр напоминает футбольную команду «Реал» (Мадрид): плотность звёзд неимоверная. Но там, как вы знаете, часто меняются тренеры. А вы — всё время у руля.

— Надо сказать, что из легионеров, если продолжить пользоваться футбольной терминологией, у нас только Геннадий Хазанов. Остальные сформировались как актёры именно в «Ленкоме». И поэтому за него держатся. Я был назначен в этот театр в 1973 г. В 1974-м поставил «Тиля Уленшпигеля» с Николаем Караченцовым. Пошли аншлаги и, слава Богу, идут до сих пор. Это, разумеется, тоже привлекает актёров, даже корифеев. Конечно, многие из них очень востребованы. В Москве теперь много соблазнов: тут тебе и антрепризы, и бесконечные сериалы…

— Как боретесь с «оттоком специалистов»?

— Стараюсь реагировать спокойно. Между мной и актёрами существует договорённость: в репетиционный период я иду на компромиссы, могу даже что-то поменять в текущем репертуаре. Но в момент выпуска спектакля нужно мобилизоваться и — порой в ущерб домашнему бюджету — служить только театру.

— Репертуар «Ленкома» сложно назвать современным. Иные спектакли идут по 20-30 лет. Вы не намерены модернизировать театр?

— Георгий Товстоногов, по-моему, говорил: «Современный спектакль нужно ставить на основе классической пьесы». С уважением, конечно, к классике, тем не менее, он должен перекликаться, резонировать с бедами, горестями, реалиями, которые нас атакуют со всех сторон за стенами театра. И потом, знаете, классики очень хорошо разобрались в нашей ментальности. Из советских драматургов до них так никто и не дотянулся. Современные драматурги немножко увлекаются чернухой и негативными сторонами жизни, которые люди и без того знают. Вот сейчас я репетирую «Женитьбу» Гоголя. Подколёсин в пьесе хочет жениться, безо всякого эротического подтекста. Просто надеется что-то изменить в своей жизни. Но, в конечном счёте, выпрыгивает из окна. У нас подобные ситуации — сплошь и рядом. Вы, наверное, слышали: в России была административная реформа? Тоже люди хотели что-то сделать, но потом пришлось сигать в окно. Нужно по капле выдавливать из себя эти комплексы. С помощью классики, наверное, это возможно.

— Когда состоится премьера «Женитьбы»?

— Уже недолго ждать. Это будет первая премьера после «Оптимистической трагедии», в которой у нас играл ещё Евгений Павлович Леонов, царство ему небесное. Подобрался сильный состав: Инна Чурикова, Олег Янковский, Леонид Броневой, Александра Захарова, Александр Абдулов, Татьяна Кравченко. Так много народных артистов давно не собиралось в одном репетиционном зале. Мы очень радуемся, что увиделись, наконец. Репетиции проходят оживлённо, весело. Работаем с удовольствием, потому что Гоголь подсмотрел нашу общую глупость, наши комплексы, о которых я говорил.

«В перестроечной эйфории нам казалось: ещё совсем чуть-чуть, совсем немножко, и наступит какое-то другое время. Но появилась та свобода, которая является тяжкой ношей, как говорил классик»
«В перестроечной эйфории нам казалось: ещё совсем чуть-чуть, совсем немножко, и наступит какое-то другое время. Но появилась та свобода, которая является тяжкой ношей, как говорил классик»


— Как вы относитесь к актёрской импровизации на сцене?

— Замечательно, когда актёр становится сопостановщиком. Не могу сказать, правда, что это часто случается. Таким был Андрей Миронов. Сейчас — Олег Янковский, иногда Леонид Ильич Броневой, Армен Джигарханян. Они добавляют от себя что-то такое, что режиссёр придумать не может. Я это приветствую, хотя к так называемой отсебятине отношусь строго. Вот на репетиции можно что-то попробовать, чуть-чуть в сторону, чуть-чуть что-то своё. Иногда это полезно бывает. Евгений Павлович Леонов, к примеру, перед началом спектакля открывал сценарий и специально немножко видоизменял фразы, менял местами существительное с прилагательным. Это был его профессиональный секрет. Он был всегда естественным и очень правдивым. Старался поддерживать в себе это качество даже с помощью таких ухищрений.

— С людьми разобрались. Ну а какие места на Земле вам особенно дороги?

— Наверное, арбатские переулки. Хотя там кое-что искалечили архитекторы. Очень завидую некоторым европейским городам. Например, голландским. Тамошние строители научились вписывать современную архитектуру в городской ансамбль. Они не скрывают: перед вами современное здание. Но рифмуют его, соединяют, синтезируют с градостроительным принципом. У нас пока так не умеют. Москва очень эклектична, по-разному строится. В этом её своеобразие.

— Недавно после долгого перерыва вы побывали в Киеве. Как вам город?

— Из ресторана на восьмом этаже «Премьер-Паласа» рассмотрел, что в центре выросли новые небоскрёбы. Они мне очень нравятся. Они, по-моему, умело построены. Но вот эту часть Крещатика, где стоят позолоченные вертикали, я не люблю. Она какая-то сталинская. Когда-то ещё Солженицын ворчливо отзывался: мол, Крещатик искалечен. Особенно мне нравятся улицы, параллельные Крещатику. Напоминают Париж, замечательные. Нет, они даже не похожи на Париж, а просто киевские улочки. Замечателен Святой Владимир с крестом. Это то место, в котором понимаешь: здесь колыбель славянской цивилизации, славянской культуры.

— Известно, что вы человек с гражданской позицией и неравнодушны к тому, что происходит в обществе…

— Теперь такое сложное время. В перестроечной эйфории нам казалось: ещё совсем чуть-чуть, совсем немножко, и наступит какое-то другое время. Да, конечно, ушла страшная, партийная, коммунистическая цензура, которая очень давила и мешала жить. Но появилась та свобода, которая является тяжкой ношей, как говорил классик. Пришли экономические проблемы, проблемы репертуарные. Дело идёт к тому, что даже в таком мегаполисе, культурном центре, как Москва, в ближайшем будущем останется 7-8 театров. Что будет дальше? Возможно — просто театральные площадки. Руководители-менеджеры будут формировать на них тот репертуар, который востребован зрителями. Но российский репертуарный театр — это наша ценность, конкурентоспособный товар. Я со своими товарищами делаю всё возможное, чтобы продлить его жизнь. А сейчас — радуюсь тому обстоятельству, что есть люди, которые понимают: на театре не наживёшься.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.