Деньги под солнцем

Недосчитавшись заработков прошлым летом из-за антинатовских феодосийских протестов, крымчане большие надежды возлагают на сезон-2007, который сейчас вступает в свою «высокую фазу». Все, кто только может — от владельцев престижных пансионатов до продавцов чебуреков — заняты курортной «жатвой»

Related video

Возможность заработать на сезоне-2007 у крымчан вроде бы появилась. Отдыхающие едут на полуостров: расчет Национальной академии природоохранного и курортного строительства показал, что в этом году в Крыму уже отдохнули 988,2 тыс. человек — это на 7% больше, чем в прошлом. А по данным Министерства курортов и туризма АРК, здравницы сейчас заполнены на 10% плотнее, чем год назад. Июль только разгорается, и "солнцестояние" продлится, по меньшей мере, еще два месяца: предпосылки "сделать кассу" имеются. У местных жителей принято ворчать и сетовать на плохую "отдачу" и на "выход в ноль" — тем не менее того, кто махнет рукой на возможность заработать летом, тут сочтут ненормальным.

Моржи и бывалые
Крымчане утверждают в один голос: разговоры о том, что они зарабатывают сумасшедшие деньги во время курортного сезона — миф. "Горячее" время заставляет жителей полуострова изощряться изо всех сил, чтобы зимой не было мучительно больно за бесцельно проведенное лето. Кто-то идет традиционным путем, другие изобретают нечто оригинальное.

Совсем недавно в Ялте, в одном из сезонных развлекательных центров, появился новый вид развлечения — купание с моржом. Владелец центра признает:

— Данная забава скорее подойдет для богачей, так как цена 15-минутного купания составляет 400 грн.

Один из крымских предпринимателей, отказавшись назвать свое имя, сообщил Фокусу:

— Купоны стригут те, кто владеет недвижимостью. Они сдают свои площадки, торговые точки, пансионаты в аренду местным. А те уж крутятся, как могут. Многие мои знакомые "попадали" на деньги. Ну, представьте, за вагончик в Рыбачьем (поселок под Алуштой) хозяин просил полторы штуки "зелени" в месяц. Свет, воду надо провести самому, и никакого "прикрытия". На пляже арендовать точку еще дороже: около 5000 долларов. Опять же, документов никаких, товар конфискуют — и штраф еще плати. Государство давит предпринимателей, а не помогает нам.

Заместитель директора одного из пансионатов Евгений Соболев рассказал, что для успешного летнего заработка приходится активно трудиться всю зиму:

— В октябре-декабре наши представители колесят по Украине, странам СНГ и заключают договоры. К туристическим ярмаркам, которые проводятся в феврале-марте, мы должны подойти с четкими ценами. Формируя калькуляцию, мы, естественно, закладываем определенную рентабельность. Нынешний сезон, по моим прогнозам, будет не хуже прошлогоднего. Вы же знаете, на успех нашей деятельности влияет три основных фактора: погода, политика и цены. Поэтому политическое противостояние, перевыборы — это, как ни крути, тоже предпосылки к срыву сезона. А что касается крымско-татарских выступлений, то этим пугают только тех, кто хочет в это верить. Кстати, среди наших "поставщиков" немало представителей этого народа — они, надо сказать, никак не заинтересованы в снижении потока отдыхающих. Отрицательно сказывается и любое неожиданное повышение цен на энергоносители и топливо. Кончено, можно подстраховаться и указать в договоре, что возможны изменения тарифов. Но это, по меньшей мере, некрасиво. Надо экономить на ресурсах, хозяйственном обеспечении, обслуживающем персонале: все это сказывается на качестве, уровне сервиса. Вот Российская Федерация умело защитила свои курорты и работает над пополнением бюджета за счет этой отрасли. Там, кроме грамотной рекламной кампании, предусмотрены, например, дотации на пассажирские железнодорожные перевозки. Вот и едут к нам любители Крыма — есть еще такая категория отдыхающих, которые и пополняют наш бюджет.

В туристской сфере сезонность проявляется гораздо больше, чем в любой другой. Крымские турфирмы могут зарабатывать реальные деньги только в течение трех месяцев — начиная с середины июня и заканчивая первыми числами сентября.

— Все остальное время мы тратим заработанные деньги на подготовку к следующему сезону, — рассказал заслуженный работник туризма АРК, генеральный директор туристической компании "СНП-Крым" Иван Коваленко. — Участвуем в таких достаточно дорогостоящих мероприятиях, как выставки-ярмарки, изготавливаем рекламно-полиграфическую продукцию и ведем договорную кампанию. Признаюсь, прошлый сезон был не самым лучшим для нас. И главная причина в том, что в 2006-м россияне были напуганы политической обстановкой в Украине и необоснованным ростом цен на туристические услуги при прежнем качестве сервиса на местах. В этом году Крыму, наконец, повезло: наши основные конкуренты, курорты Краснодарского края, значительно подняли свои цены. И полуостров стал значительно привлекательнее для российского туриста. Сейчас россиян уже не пугает политическая нестабильность в Киеве. А что касается отечественного туриста… Опять же, к счастью для Крыма, среднестатистические украинцы уже пресытились дешевым отдыхом в Турции, Египте и теперь обратили свой взор в сторону крымской земли. Так что с отдыхающими у нас теперь полный порядок!

Светотень
Государственная налоговая администрация в АРК сообщила, что в Крыму зарегистрированы и платят налоги более 29 тыс. объектов торговли, 1,4 тысячи точек общепита, 1,7 тысяч курортно-туристических объектов — санаториев, пансионатов, гостиниц и турагентств. "Теневиков" тоже сосчитали.

Заместитель председателя крымской налоговой администрации Ольга Тулякова рассказала, что по данным на 13 июня в автономии 1250 частных домовладений принимали постояльцев нелегально.

— Это приблизительные расчеты, поскольку посчитать, сколько в Крыму подобных домовладений, очень сложно, — отметила г-жа Тулякова. — Все это частная собственность: просто зайти туда и проверить, предоставляются ли там услуги отдыхающим, нельзя.

Оказалось, что официально зарегистрированных мини-пансионатов в Крыму гораздо меньше, нежели подпольных: всего 400. Какова причина? Зампредседателя крымской налоговой считает, что "партизаны" курортной сферы не хотят выходить из тени не только потому, что им придется платить налоги:

— Проблема еще и в том, что после регистрации таких мини-пансионатов у них сразу же в несколько раз возрастает плата за коммунальные услуги, за электроэнергию, увеличиваются расходы и по другим статьям. А будучи нелегалами, они платят по тарифам для населения.

Салют пионерам
Мария Селезнева два года назад взяла кредит на 20 лет и приобрела мини-пансионат в Сакском районе:

— Сейчас "отбить" вложенные средства гораздо сложнее, — рассказывает хозяйка Фокусу. — Конкуренция. Готовый пансионат на 60-100 мест в западном, пока еще не самом престижном регионе Крыма, стоит не меньше 250 тысяч долларов. Строить новый — очень дорого. Мы вместе с мужем рассчитываем вернуть деньги и расплатиться с кредитором лет за семь. Хорошо, что клиентура у прежнего хозяина была "прикормлена", люди приезжали сюда уже пять лет. Просто владельца не устраивали объемы, пристраивать новые комнаты было некуда, и оборот его не удовлетворял. Он с размахом развернулся на новом месте, перебравшись на ЮБК, где клиенты "пожирнее".

— Народ сейчас, конечно, совершенно другой, — делится наблюдениями Сергей, вот уже три года подряд устраивающий отдыхающих в Судаке. — Это раньше приезжие были довольны морем, относительно дешевыми фруктами и готовы были ночевать во времянках. Теперь им нужен сервис и комфорт. К сожалению, ни того, ни другого "монстры" курортного отдыха в полном объеме предоставить не могут. А частнику проще — сделал несколько уютных номеров, и зарабатывай. Да и зимой проблем меньше: законсервировал пару этажей, отключил свет, охраняй — да и только. Преуспели пионеры: тот, кто держал нос по ветру и сориентировался первым, уже "отбил" свои деньги. Вспомните, лет семь назад участки даже под Алуштой стоили менее 10 тысяч долларов. Сейчас этой суммы и на "сотку" не хватит. Разве что под эллинг место застолбить.

— А налоги, которые приходится вам платить?

— Вот тут-то пока вся прелесть и зарыта. Мой дом, мой участок — кого хочу, того и пускаю. Может это родственники! Цены, тарифы — устанавливаю сам. Заплатил в местный бюджет 200 гривен налога, и спишь спокойно. Кстати, закон я не нарушаю (дискуссионный тезис, налоговая считает иначе — Фокус). Впрягаемся всей семьей: уборка, стирка, питание. Честно говоря, основной навар — это продукты питания. Деньги делаются на мясе, молоке, сметане, которую берем у своих по лояльным оптовым ценам.

Многие обитатели приморских городов на лето перебираются в свои гаражи и дачи, живут у родственников, жертвуют комфортом ради сезонных заработков. Сдавая однокомнатную квартиру в Судаке за $20 в июне и за $35 — в пик сезона, жительница этого города рассчитывает получить чуть более 2 тыс. По крайней мере, весь июль у нее уже расписан: Москва, Смоленск, Питер.

— Если раскидать эту сумму на весь год, то выходит около 1000 грн. ежемесячно, — признается Валентина. — Налогов не плачу, говорю, что отдыхают родственники. В прошлом году на заработанные средства сделала ремонт, купила новую кухню, холодильник.

Цены на жилье рознятся в зависимости от места. Так, если в Ялте за июль и август владелец однокомнатной квартиры может заработать около $3000, то в Феодосии заработок уменьшится до $2100, в Керчи — до $1800.

Чебуреки, баранки, стриптиз
— Какие там большие деньги? Чепуха! — с досадой машет рукой Аким, продавец чебуреков. — На 22 чебурека расходуются примерно кило мяса, килограмм муки, грамм по триста масла и лука. Общий расход — 35-40 грн. Продавая чебуреки по 3 грн. получаю прибыль 30 грн. А ведь утром надо на базар сходить, потом тесто раскатать, у плиты попариться и по пляжу с сумкой побегать. Кроме этого, надо платить за свет, газ, воду. Мы делаем и манты. Но это тоже хлопотное занятие. Может быть те, у кого есть "завязки", договоренность с кафешками и столовыми, живут получше, но у меня надежда только на своих клиентов, которые приезжают из года в год и знают мою продукцию.

Еще один крымчанин, Сергей, зарабатывает по-другому: он крутит баранку. И тоже — в поте лица своего:

— Пробиться в "хлебные" места — к железнодорожному вокзалу, аэропорту — очень проблематично, — рассказывает "извозчик". — Чужих туда не пускают. Даже если у тебя есть патент и куча документов, надо иметь связи и отстегивать крутому покровителю. Кое-кто работает и под "черным флагом". Но это риск, попрут запросто. За сезон можно поднять и две, и шесть "штук". Мой принцип — день, а точнее сутки, прожиты не зря, если заработал сотку "зелени". Но ремонт "кормилицы"-машины, обслуживание, замена резины, бензин — все дорого. К тому же, не забывайте, дороги у нас сложные, нагрузка на нас большая. Тяжело и морально, и физически: ведь и выспаться-то некогда. Движение сейчас нормальное. И на ЮБК народ прет, и на запад, и на восток. Нам без разницы куда везти, тариф установлен рынком.

— В сезон мой дегустационный зал в поселке Солнечногорском посещает куда больше народа, чем зимой, — говорит винодел Сергей Задорожный. — Больше людей — больше работы. Кстати, год от года люди все больше интересуются крымскими винами. За дегустацию 12 образцов вин, сопровождаемую подробнейшим рассказом об истории виноделия и свойствах напитков отдыхающие платят 40 грн. с человека. При таких ценах много не заработаешь, ведь на дегустации мы предлагаем только натуральные вина, в том числе природно-полусладкие, автором которых являюсь я. А их готовят по сложнейшей технологии. Надежда на то, что отведав напитка, курортник тут же его купит.

Настя танцует топлесс. Она тоже говорит, что лето не приносит ей особых барышей:

— Зимой крымские стриптизерши зарабатывают даже больше, чем в курортный сезон. Ведь зимой большинство из нас отправляются работать за рубеж. В Турцию и Египет, например. А тут — сезон, не сезон, а гонорар 60-80 грн. за номер. Правда, в большинстве случаев менее чем на два выхода за программу мы не соглашаемся. Вот и посчитайте, сколько времени нужно провести на пилоне, чтобы заработать приличные деньги!

Крымская песня продолжается: предприимчивые люди изо всех сил пытаются заработать "на сезоне", и как обычно сетуют на низкую рентабельность. Налоговики выслеживают тех, кто не хочет делиться с государством "кровно заработанными". Отдыхающим наплевать, идет ли в бюджет доля потраченных ими денег. Они, как обычно, пьют вино, ездят на такси, жуют чебуреки, смотрят стриптиз, радуются солнцу и морю — и раскошеливаются.