Все статьиВсе новостиВсе мнения
Главная
Страна
Красивая странаРейтинги фокуса

Star Quality

16 июля Аде Роговцевой исполнится 70 лет. В такой день принято говорить о прошлых заслугах юбиляра. Их у Ады Николаевны много: народная артистка СССР и Украины, обладатель титула «Живая легенда». Однако прошлое — чужая страна. Жизнь актрисы по-прежнему наполнена театром и кино. Хочется верить, её лучшие роли впереди. Празднование юбилея Ады Роговцевой состоится в октябре в столичном театре им. И.Франко
000

 

Ада Роговцева
Родилась 6 июля 1937 г. в городе Глухове на Украине.
1956 – первая роль в кино: Гафийка в фильме «Кровавый рассвет».
1959 – окончила Киевский театральный институт им. И. К. Карпенко-Карого,
актриса академического Русского драматического театра им. Леси Украинки в Киеве.
1978 – Народная артистка СССР.
Лучшие роли в театре: Гелена («Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина, 1967), Леся Украинка («Надеяться» Ю. Н. Щербака, 1979), Раневская («Вишневый сад» А. П. Чехова, 1980), Таисия Петровна («Уроки музыки» Л. С. Петрушевской, 1989).
Снималась в фильмах: «Салют, Мария!» (1970), «Укрощение огня» (1972), «Четыре листа фанеры» (1992); телефильмах: «Вечный зов» (1974-77), «Овод» (1980), «Охота на Изюбря» (2005) – всего около 40 ролей.


Сейчас бывшая прима академического театра Русской драмы играет главные роли сразу в нескольких московских антрепризах, снимается в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба», готовит бенефис к новому театральному сезону. Речь о новом, масштабном проекте, спектакле Star Quality («Качество звезды») по пьесе Ноэла Кауарда с участием популярных киевских актёров — Остапа Ступки, Алексея Вертинского, Леся и Влада Заднипровских, дочери актрисы Екатерины Степанковой, Светланы Орличенко и других. Пьеса Кауарда — о театре и людях, которые ему служат. Интриги, себялюбие, любовь к сцене — всё есть в этой пьесе, по сути — хронике создания спектакля. Впервые актриса впустит зрителей в свою лабораторию, покажет блеск и изнанку театра. 

— Ада Николаевна, последнее время вы нечасто бываете в Киеве. Не собираетесь ли перебраться в Москву?
— Ну что вы. Я не думала о переезде всерьёз, даже когда сам Георгий Товстоногов предлагал постоянную работу в Большом драматическом театре в Ленин­граде, а многие великие режиссёры звали в Москву. Всю жизнь я была верной. самой себе. Своей стране. Своему мужу (народный артист Кость Степанков — Фокус), вместе с которым прожила 46 лет. Своему театру.

— Сколько лет вы прослужили в «Русской драме»?

— 34 года. При этом успевала параллельно сниматься на «Ленфильме» и «Мосфильме». Да и сейчас большая часть моей жизни проходит в пути. Съёмки, гастроли, антрепризы… Маршрут Киев-Питер-Москва я называю своим бермудским треугольником. Увы, в середине 90-х мне пришлось уйти из театра — не сошлась во взглядах с администрацией. Это была трагедия. Столько было выстрадано, столько слёз выплакано…

— Продолжаете общаться с бывшими коллегами?

— Нет. Многие из них уже умерли. Остальные со мной не знаются. Если руководство театра обнаружит, что кто-то поддерживает со мной связь, этому человеку будет очень и очень нехорошо. Понимаю, что людям «в возрасте» нужно держаться за рабочее место. Я их не осуждаю. Мы вместе прошли все круги сценического ада. А значит, между нами существует неразрывная связь. Любовь, которую нельзя убить. Пусть мои коллеги прочитают на страницах Фокуса, что я их уважаю, люблю и помню. В любом случае, сейчас я более востребована в России. Там мою работу ценят. Меня любят и ждут. Москва подарила мне знакомство с Арменом Джигарханяном, Зиной Шарко, Андреем Мягковым, Олей Волковой. А Киев… Это же моя земля. Моя родина. Тут я пошла в первый класс. Окончила театральное училище. Вышла замуж. Здесь, на Рейтарской улице, написала свои книги. Похоронила мужа. Родила и воспитала замечательных детей.

— Что от вас взяли дети и внуки? Чем они занимаются
?
— Ни дети, ни внуки на меня не похожи. Ни внешне, ни по характеру. Внуки учатся в школе. Сын Костя бросил режиссуру и создал Международную академию экологии. Участвует в благотворительных проектах — «Экология детства», «Экология младенчества»… На досуге пишет стихи, причём неплохие. Дочь Катя с детства мечтала заниматься литературой, а пошла в Театральный институт. Сейчас снимает квартиру в Москве, учится на Высших режиссёрских курсах и играет в театре Романа Виктюка…

Давным-давно Роман Григорьевич пригласил нас обеих в спектакль «Бульвар Сан-Сет». Во время репетиций пришёл в восторг от дочкиной манеры двигаться на сцене (Катя очень пластична и замечательно танцует) и позвал её в свою труппу. Это решение, как и все остальные, Виктюк принял сам. Ему невозможно что-либо, и уж тем более кого-либо, навязать. Можете мне поверить, мы знаем друг друга с конца 60-х. С тех пор, как он пришёл в театр им. Леси Украинки.

— Он называл вас своей любимой актрисой. Как вы думаете, почему?

— Роман Григорьевич — человек с необычайно богатой фантазией и мощным интеллектом. При этом он меня не подавляет, а тормошит и развивает. У нас сошлись многие профессиональные и человеческие качества. Мы чрезвычайно трудолюбивы, ценим свободу и при внутреннем непослушании очень послушны внешне. Даже наши астрологические знаки из одной породы. Я — Рак, он — Скорпион. К сожалению, в последние годы мы не работали вместе. Виктюк — режиссёр полуантрепризный. Чтобы он мог ставить спектакль, нужно либо самой искать спонсора с деньгами, либо же идти к нему в труппу. Чего мне, в общем-то, не надо. Ни по возрасту, ни по месту жительства, ни по другим причинам.

Ада Роговцева продолжает сниматься в кино. В числе последних ее работ – «Тарас Бульба»  Владимира Бортко и «Мужская интуиция» Оксаны Байрак (на фото – актриса со своим партнером по этой картине,  Игорем Верником).
Ада Роговцева продолжает сниматься в кино. В числе последних ее работ – «Тарас Бульба»  Владимира Бортко и «Мужская интуиция» Оксаны Байрак (на фото – актриса со своим партнером по этой картине,  Игорем Верником).


— В прошлом году дочь сыграла с вами в спектакле «Варшавская мелодия-2». А с первой «Варшав­ской мелодией» вы немало поколесили по стране?
— Сколько буду жить, не забуду тот колоссальный успех, который ждал нас в Санкт-Петербурге, тогда ещё Ленинграде. Премьера спектакля прошла достаточно спокойно, но на следующий день людей было столько, что невозможно было проехать к театру. После спектакля зал аплодировал стоя, а подаренные поклонниками букеты не помещались в гримёрке. Это был Успех с большой буквы, именно о таком признании я всегда мечтала.

— Близка ли вам роль в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко? Как вам работается с другими актёрами?

— Я играю в фильме жену Тараса Бульбы. В начале картины я встречу сыновей Остапа и Андрея, порадуюсь и поплачу. Потом они подерутся, я поплачу. Накормлю их, они уснут, я поплачу. Они уедут, я снова порыдаю. Такая вот роль. Душа, сожжённая от любви и от того, что ничто ей не принадлежит. Всё уходит, всё гибнет… Женская доля. Без радости. Конечно, она мне близка. Что до актёров…С Богданом Сильвестровичем (Бульба) мы неоднократно делили сцену. Например, в «Дон Жуане» он играл главную роль, а я Анну. Ступка — замечательный партнёр и замечательный актёр. Мы чувствуем, понимаем и любим друг друга. Всё, что мне даёт Господь, я принимаю с благодарностью. Как говорил Чехов: «Неси свой крест и веруй».

— Вы — религиозный человек?

— Нет, я человек верующий. Крестилась, уже разменяв седьмой десяток.

— Насколько я знаю, имени Ада в православных святцах нет…

— Так и есть. При крещении в Казанском соборе Санкт-Петербурга меня назвали Анной. Крестилась, когда осознала, что секрет гармоничной жизни в том, чтобы следовать заповедям Господним. Бог создал нас по своему образу и подобию. Что бы мы ни делали, в первую очередь должны оставаться людьми. Если вдуматься, то заповеди — это не список запретов, а поощрение к действию. «Не убий» значит «будь добрым». «Не укради» значит «будь честным» и так далее. Все мы грешны. А уж если человек ступил на стезю актёрства, то вся его деятельность — искупление этого греха.

— Что вы имеете в виду?

— Волей-неволей ты становишься рупором неких идей, не всегда добрых. Играя определённых персонажей, ты берёшь ношу, которую нормальный человек не должен на себя брать. Это сложно объяснить… Можно лишь прочувствовать. Поэтому я всегда старалась играть положительных персонажей. У Оксаны Байрак, правда, сыграла вредную тётку. Её несчастье в том, что она — ужасающая эгоистка. Грех ли это? Конечно! Эгоист любит себя. А нужно любить Бога. Тогда он ответит взаимностью. Всё это очень сложно. Давайте поговорим о более мирских вещах.

— Расскажите о вашей дружбе с Президентом
.
— Правда в том, что нашу «дружбу» придумали журналисты. С Виктором Андреевичем мы были и остаёмся земляками (из Сумской области — Фокус) и добрыми знакомыми. Заядлый театрал Ющенко по молодости лет был моим поклонником. Ещё работая в Нацбанке, он приглашал меня на творческие вечера — почитать для сотрудников стихи Блока и Ахматовой. Посодействовал, чтобы компания Daewoo подарила мне автомобиль на 60-летие. О «дружбе» заговорили после того, как в одном из интервью я обмолвилась, что однажды побывала в доме Президента в Хоружевке. Поверьте, это произошло совершенно случайно. Мы с Ющенко участвовали в одном мероприятии в Сумах, после которого Виктор Андреевич предложил мне не ждать вечерний поезд, а вернуться в Киев в его машине. По дороге ему нужно было заехать к матери. Так я побывала в гостях у ныне покойной Варвары Тимофеевны.

— А Президент наведывался к вам в гости?

— Лишь однажды. Навещал больного мужа где-то за месяц до его смерти. Приехал к нам сам, без охраны. И на похоронах Кость Петровича был. Плакал у его могилы. Виктор Андреевич — очень чуткий, благородный и не чужой для меня человек. Очень импонируют его интеллигентность и утончённость, семейные и общечеловеческие устои. Я считаю, что Ющенко — шекспировский персонаж, трагическая личность. 

— Сейчас многие сожалеют, что в своё время поддержали Майдан. А вы?

— Не жалею. Оранжевая революция не была бессмысленна и бесцельна. Она не исчезла бесследно. То, что мы набрали полные лёгкие воздуха, это уже облагораживающе. Этот человеческий порыв к лучшему, к справедливому, к единению, к чистоте… Он ведь был?

— Был.

— А раз был, значит, всё не напрасно. Какие бы разочарования и огорчения нас потом не преследовали. Мы же были! 

— Что вас особенно огорчило в тех революционных событиях?

— То, что всё осталось по-прежнему, а должно было стать лучше. И стало бы, если бы на свете был только господь Бог. Но ведь есть ещё и дьявол. Сейчас эти дьявольские силы торжествуют. Те, кто богаче. Те, кто наглее, беспардоннее. Те, кто менее образован, менее интеллигентен. Вот эти люди. Вы никогда не задумывались, почему среди современной бизнес-элиты почти нет аристократичных людей? Почему разбогатели безграмотные и наглые люди, а не тонкие и талантливые? Я вам скажу. Интеллигент ни в чём не уверен, он тушуется, сомневается. А наглость идёт на всё. Тот десять раз подумает и постесняется, а этот схватит всё, что плохо лежит.

— Но наверняка же есть что-то, чем украинцы могли бы гордиться как нация. Разумеется, кроме сала и вареников.

— Терпение. Такого великого терпения нет ни у одной нации. Оттого, что мы многие столетия были рабами, нам присуща рабская психология. Ещё эта наша чистоплотность, тяга к чистоте. Присмотритесь, у нас же всё чистое! В сёлах — хаты-мазанки чистые. Огороды — чистые. Люди — чистые. И внешне, и внутренне. Мне нравится врождённая нравственность украинцев. А сколько талантливых людей! Франко, Стефаник, Кобылянская… Поэтесса Лина Костенко и режиссёр Андрей Жолдак, живущие в наше время. Поверьте, ими будут гордиться последующие поколения.

— К слову, Минкульт обещал харьковчанину Жолдаку помочь с созданием собственного театра в Киеве. Свои театры у Табакова, Виктюка. Вы никогда не мечали стать худруком?

— Два года назад бывший вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко заявлял: он хочет, чтобы худруком киевского Театра русской драмы была Роговцева. Но нет, это не для меня. Скажу больше: я неоднократно отказывалась возглавить Минкульт. Как можно? Да, я немного разбираюсь в драматическом искусстве и литературе, но ведь этого мало! Хороший министр культуры должен быть ещё и экспертом в таких областях как библиотечное дело, хоровое пение, симфонический оркестр и так далее. Не должен, а обязан. О-бя-зан. А если таковым экспертом не является, значит такой из него и министр.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.