О "Молодости"
Почетный президент «1+1» и президент «СТС Медиа» Александр Роднянский был в эти дни замечен на Международном кинофестивале «Молодость», проходящем сейчас в Киеве
— В одной из публикаций накануне "Молодости" встретил горько-ироничную фразу — Роднянский купил "Кинотавр", а "Молодости", мол, не повезло…
— Была такая идея. Только ее надо реализовывать с учетом специфической украинской киноситуации. "Кинотавр" оказался своевременной историей. Я бы не торопился с формулировкой, которую сегодня часто используют, — "возрождение российского кинопроцесса". Но, тем не менее, в силу его динамичного развития (более 200 фильмов ежегодно) явно пробуждается интерес большой аудитории к собственному кино. Причем этот интерес — не случайно, вероятно, — совпадает с общеполитической ситуацией в России. И "Кинотавр", как площадка национальной киноиндустрии, оказался очень востребованным. В том числе и за рубежом. Например, на Римском кинофестивале победил фильм Кирилла Серебрянникова "Изображая жертву" — главный призер "Кинотавра". На Венецианском форуме Россию представлял другой лауреат "Кинотавра" — "Эйфория" Ивана Вырыпаева, а закрывал этот фестиваль "Остров" Павла Лунгина, получивший на "Кинотавре" приз за лучшую режиссуру. "Молодость" претерпела несколько этапов своего развития еще в советское время: от смотра студенческого кинематографа до самого влиятельного в СССР фестиваля молодого, дебютного кино. Тогда все без исключения режиссеры из всех советских республик начинали здесь. Нет ни одного известного кинематографиста, который не побывал бы на "Молодости" в качестве участника, победителя, затем члена жюри. Сегодня фестиваль превратился в международный, очень важный и хорошо выглядящий, с участием множества привлекательных, я бы даже сказал, иногда излишне трендовых персонажей. Излишне — потому, что в Украине их просто не знают.
Украина, на самом деле, очень дистанцирована от мирового кинопроцесса. На открытии "Молодости" показали международный кинопроект "Paris, je t"aime" — альманах из новелл 18 режиссеров разных стран мира. В репортаже информационного (подчеркиваю — информационного!) "5 канала" говорится: "18 французских режиссеров сняли "Paris, je t"aime". Среди этих 18-ти, правда, Том Тыквер, Оливер Шмидт, Вальтер Саллес, два немца, бразилец, великие американцы братья Коэны — но об этом не сообщают...
На открытии единственный раз зааплодировали, услышав имя Депардье, которого, судя по всему, лучше знают по участию в рекламе "Киевстара". То есть, ни Элайджа Вуд, ни Натали Портман не вызвали бурной реакции, зато на полном серьезе представили Ольгу Куриленко как звезду французского кино. У нас все возможно…
Мы находимся на такой чудовищной обочине мирового кинопроцесса, что "Молодость" нужно придумывать заново. Сегодня фестиваль живет и существует благодаря одному Андрею Халпахчи (гендиректор "Молодости" — Фокус). Глубоко убежден, что фестиваль — его отчество и фамилия. К сожалению. Андрей устает, я вижу по нему — он чудовищно устал. Ему никто не помогает.
Я его спрашивал: а может, отказаться от господдержки, мы возьмем и сделаем по-человечески? Андрей говорит, что, к сожалению, по правилам Международной Всемирной ассоциации кинопродюсеров (FIAPF) господдержка должна быть обязательно. А если господдержка — то все: весь нынешний безостановочный бред — выклянчивание денег, неполучение этих денег и получение в последний момент каких-то копеек — будет продолжаться и дальше.
— Создается впечатление, что кроме самого Халпахчи и зрителей, "Молодость" больше никому не нужна.
— У Халпахчи почти безошибочное чутье. Он чувствует режиссеров, которых обязательно нужно пригласить в конкурс фестиваля. Тот же Том Тыквер побеждал на "Молодости". Многие участники конкурса стали гигантами современного европейского и даже мирового кинематографа. Ну и что? На кого в самой Украине это произвело должное впечатление?
Продолжение интервью г-на Роднянского — в одном из следующих номеров еженедельника.