Самодельное чтиво

Гарри Поттер не по-детски разбивает сердца; безжалостно убивает врагов; творить магию ему помогают алкоголь, секс и травка. Джоан Роулинг не в состоянии поставить на место своего героя: она тут ни при чём. Виноваты фанфики (от англ. fan — поклонник, fiction — вымысел, чтиво): эти самоделки бесконтрольно клонируются сотнями тысяч

Одна из сотрудниц Фокуса призналась, что в детстве вела тетрадку с собственными сочинениями о непобедимом горце Дункане Маклауде, чтобы сделать любимого героя ещё более удалым. Наверное, подобных тетрадок безвестные авторы исписали великое множество: об индейцах Фенимора Купера, о персонажах «Звёздных войн», о Бэтмене и Микки Маусе, о Чуке и Геке и т.д.

Поскольку оригинальный, настоящий, автор обладает юридическими правами на своих персонажей, фанфикшн не издаётся. Известное исключение — «Скарлетт» Александры Рипли, продолжение «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл. С появлением интернета фан-творчество обрело более понятный смысл: ведь там можно не только размещать свои рассказы, но и получать отзывы о них, а также читать и рецензировать чужие творения. Львиная доля мирового фанфикшна сегодня посвящена Гарри Поттеру и его друзьям.

Даже порно
Депутат Херсонского областного совета Катерина Ганзюк — преданная поклонница творчества Джоан Роулинг. Она прочла множество фанфиков о Гарри Потере и очень просто объясняет спрос на фан-чтиво: некоторые «самодельные» рассказы ничем не хуже оригинала, а порой — и лучше.

— Один из самых классных фиков — «Трилогия Драко», написанная американской журналисткой Кассандрой Клер. Главная изюминка — дружба между Гарри Поттером и Драко Малфоем, его непримиримым врагом по оригинальному сюжету. Хороший стиль, масса аллюзий на другие произведения, неожиданная концовка — в общем, это круче, чем Поттер от Роулинг! «Трилогия Драко» вызвала больший ажиотаж, чем настоящий «Гарри Поттер», — уверяет Катерина.

В русскоязычном интернете фанфикшну о Поттере посвящены десятки сайтов, на каждом из которых хранятся тысячи рассказов, повестей и романов. Все они сортируются по типам и рейтингам. К примеру, условное обозначение NC-17 предупреждает, что в тексте присут­ствуют сцены порно­графического характера, убийства и пытки. Обозначение Het (heterosexual) даёт понять, что в тексте встретится «интим». Х-over — в сюжете пересекутся миры и персонажи из разных произведений. К примеру, Гарри Поттер находит кольцо Саурона или надевает костюм Супермена. RPF (Real people fiction) — когда среди героев встречаются реально существующие музыканты, актёры или другие знаменитости. А обозначение Мэри Сью (Mary Sue) говорит о том, что повествование ведётся от первого лица.

— Как правило, фанфики пишут девочки в возрасте от 15 до 20 лет, — рассказывает Катерина Гандзюк. — Они проецируют на себя события, описанные в книге. Если автор представляет себя в роли главной героини фанфика, гарантирую, что нить сюжета — её бурный роман с Гарри.

Одни фикрайтеры специализируются на любовных сюжетах, другие — на фантастических, третьи придумывают предысторию или продолжение оригинального «Гарри Поттера».

Нападение кролика
— Есть понятие plotbunny, «кролик-сюжет». Это идея, которая на тебя «напрыгивает». Ты сидишь, и вдруг возникает мысль: а что, если Гарри — приёмный сын своих родителей! — рассказывает о своём писательском методе 22-летняя Юлия, автор около полусотни фанфиков по Гарри Поттеру.

Герои романов Юлии — её любимые персонажи из этой сказки — Ремус Люпин и Нимфадора Тонкс:

— Могу похвастаться, что я первая предсказала их отношения! Начала писать фики о них после выхода пятой книги, а в шестой выяснилось, что я была права!

Девушка-фанфикер «засвечивает» свои творения: «Исчадье рая» — произведение по мотивам «Лолиты» Набокова; «Глубина» — о том, как Тонкс убила оборотня, укусившего Ремуса в детстве, и так далее.

— Что касается золотого трио Гарри-Рон-Гермиона, то я целиком за отношения Гермионы и Рона. Эта пара есть в моём фике «Я помню. Я знаю» — в виде письма Гермионы сестре Рона, — рассказывает Юлия.

Преподаватель математики Диана говорит, что создать свой первый фик её подвигла любовь к одному из персонажей «Гарри Поттера», профессору Снейпу:

— Каждая книга Роулинг — это один учебный год глазами Гарри, а мой фанфик — учебный год профессора Снейпа: его занятия, взаимоотношения с учениками и другими преподавателями.

Диане по душе лишь те фанфики, где мир Роулинг передаётся с наименьшими отступлениями от первоисточника:

— В оригинальной книге совсем немного предыстории героев. Между тем — всегда интересно предположить, что было до. Мой фанфик начался с вопроса: откуда Снейп знает окклюменцию и легилименцию? Или возьмём преподавателей защиты от тёмных искусств: нам ведь представили только тех, что преподавали у Гарри. А как обстояло дело двадцать лет назад?

Автор рассказывает, что эти две идеи слились в одну; так сформировалась основная сюжетная линия. Фик рождался примерно 15 месяцев.

— Что дальше? Я и сама не знаю. Честно говоря, последняя глава ещё не опубликована: страшно заканчивать, — признаётся Диана. Фанфикшн для неё — не предел мечтаний. Создание фиков по Поттеру — лишь этап в собственном развитии: — Пока у меня нет сил и желания придумывать собственный мир, я тренируюсь на другом.

Юлия также не расценивает свои творения о Поттере как самодостаточные:

— Пародией их не считаю, но и полноценным творчеством назвать — язык не поворачивается. Есть романы, рассказы, повести, а есть фанфикшн. Это отдельная категория.

Фанфикеры уверены: Джоан Роулинг читает их рассказы в интернете и черпает в них идеи для собственных книг. Писательница, в свою очередь, говорит, что польщена такой популярностью своих персонажей, однако беспокоится, мол, творчество фанфикеров может выйти за рамки некоммерческой деятельности: её авторского права на Гарри никто не отменял. Кроме того, замечает Роулинг, нужно избегать непристойных сюжетов — ведь эти истории предназначены для детей.

Анатолий Ульянов, арт-критик
— Как вы оцениваете явление фанфиков?

— Может ли такое творчество быть лучше оригинала?

— Что движет людьми, которые пишут «отсебятину»?

— Почему нет читательских продолжений, условно говоря, про приключения Джима из «Острова сокровищ»?

— Следует ли авторам оригиналов прислушиваться к фанфикам?
— Нет, они должны продолжать использовать их как средства продвижения своих продуктов.