Граф Эриванский, князь Варшавский Иван Паскевич

9 декабря (26 ноября по старому стилю) отмечается праздник Святого Георгия Победоносца — одного из наиболее почитаемых в православии. В 1769 г. императрица Екатерина II в честь этого святого основала самый престижный российский орден, который давали исключительно за воинские подвиги. «Сей знак отличия приобретается только на поле сражения, при обороне крепостей и на водах», — было сказано в статуте

Related video

Эти награды изготавливались из серебра или золота (в годы Первой мировой ввиду того, что четвертой степенью отметили почти два миллиона солдат, благородные металлы стали заменять на латунь, медь и т.п., однако орденов это не коснулось), причем 4-я и 3-я степени были серебряные, а 2-я, 1-я и сам орден — золотые. Примечательно, что лучи ордена были покрыты белой эмалью, а в центре располагался эмалированный же медальон с изображением Святого Георгия.

В XIX веке при награждении 4-й степенью военных производили в унтер-офицеры с правом выслуги в офицерский чин, 3-ей — в подпрапорщики, 2-ой — в прапорщики, а при 1-ой жаловали дворянство.

Самой высокой степени за всю историю ордена были удостоены всего 25 человек, среди них — два монарха: Александр II и Екатерина II, которая возложила на себя знаки отличия в день учреждения ордена. Остальные — выдающиеся деятели Европы и Российской империи, в том числе победители Наполеона Артур Веллингтон и Гебгард Блюхер, объединитель Германии император Вильгельм I, а также полтавчанин генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, заслуживший, к слову, все четыре степени. Кроме него, полными кавалерами Ордена Святого Георгия были полководцы Кутузов, Барклай-де-Толли и Дибич-Забалканский.

Поэт и художник Тарас Шевченко отзывался о генерал-адъютанте, генерал-фельдмаршале, графе Эриванском и светлейшем князе Варшавском Паскевиче не очень лестно. Графа, а вместе с ним и всех остальных подданных Российской империи земляков-аристократов, Кобзарь считал обрусевшим "панством", чей секрет достатка кроется в аристократическом происхождении. Впрочем, ошибаются и великие.

Биография Паскевича в действительности настолько фантастична, что вполне может послужить сюжетом весьма увлекательного исторического телесериала. Ставший вторым человеком в империи после Николая I, Паскевич был сыном коллежского советника Полтавской губернии. Родился он 8 мая 1782 г. в семье бедных малороссийских дворян — блистательной карьеры ничто не предвещало. Спустя одиннадцать лет отцу пришлось отдать его в Пажеский кадетский корпус (тогда как богатые семьи могли откупиться и не отправлять своих чад в армию). Мальчик оказался прилежным, исполнительным, и в 1799-м вместе с другими отличившимися в учении и строевой подготовке был назначен камер-пажом при дворе императора Павла I. Однажды, когда Паскевич и его товарищ стояли на часах в одном из залов дворца, вдруг появился Павел I — без свиты и в прекрасном расположении духа. Он заговорил с ними, похвалил их выправку и способности, а потом… представил обоих к офицерским званиям и сделал своими флигель-адъютантами.

После дворцового переворота и убийства Павла I Иван Паскевич откомандирован в лейб-гвардии Преображенский полк. Однако отсутствие перспектив возобновить прежнюю карьеру не помешало ему проявить себя в развернувшихся войнах с французами и турками: в битве при Аустерлице 2 декабря 1805 г., затем в Молдавии — во время Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. В первом же походе против турок Паскевич во время ночного марша заметил, что пехотные колонны сбились с пути и направляются прямо к неприятелю. Молодой офицер поехал вперед, разыскал нужную дорогу и вывел на нее российскую пехоту. В результате войска вовремя заняли боевые позиции и разбили противника под Журжей. А Паскевич получил золотую шпагу с надписью "За храбрость".

В 1807 г. его в качестве дипломатического курьера направили в Константинополь, где он в буквальном смысле прошел огонь и воду. Турецкий конвой, обязанный сопровождать русского офицера из Молдавии в Константинополь, по дороге бросил его, так что несколько сот километров по вражеский территории курьер ехал один. Когда Паскевич, в мундире, при наградах и оружии, целым и невредимым появился в Константинополе, при дворе испытали шок. Он успел выполнить свою миссию — нанес визит султану, — но едва не стал жертвой линчевания: чернь требовала его смерти. Возле гостиницы, где он остановился, собралась тысяча разъяренных фанатиков. Паскевич выскочил через окно во двор, добежал до набережной, прыгнул в первую же попавшуюся лодку и на глазах у преследователей ушел в открытое море. Несколько дней длился шторм, все это время лодку носило по волнам, пока не выбросило на берег в районе Варны. О подвиге Паскевича узнала вся Российская империя.

Вернувшись в армию, он участвовал в провальном штурме крепости Браилов, в ходе которого на глазах у Кутузова был тяжело ранен в голову. Генерал представил Паскевича к чину полковника и передал ему командование Витебским пехотным полком. Впоследствии в течении двух лет полтавчанин получил Орден Святого Георгия 4-й степени (штурм Варны 22 июля 1810 г.), чин генерал-майора (битва при Батине 28 ноября 1810 г.), Орден Святого Георгия 3-й степени (штурм Ловечи 30 января 1811 г.).

Накануне Отечественной войны 1812 г. генерал Паскевич был назначен начальником 26-й пехотной дивизии. Сражался под Дашковкой, Салтановкой, Смоленском, Бородино, Малоярославцем, Вязьмой, Красным, а во время Заграничного похода 1813-го — под Люценом, Бауценом, Дрезденом и в "Битве народов" под Лейпцигом.

14 декабря 1825 г. Восстание на Сенатской площади. Паскевич уже генерал-лейтенант, начальник 1-й гвардейской дивизии. Декабристы, представители именитых родов русской аристократии, сторонились "малороссийского выскочки". Да и он к ним тоже не стремился. Иван Паскевич одним из первых поддержал Николая I, приняв решительные меры для подавления восстания, был членом Верховного суда над заговорщиками. Вскоре Паскевич стал вторым по влиянию человеком в империи. В 1826-м он получил чин генерала от инфантерии, а уже в следующем году был назначен главнокомандующим русских войск на Кавказе.

Почти столетие велись боевые действия на Кавказе. Русские войска во главе с Паскевичем окончательно освободили от турецкого владычества северную Армению, штурмом взяв считавшуюся неприступной крепость Эривань (ныне — Ереван). За это Паскевич был награжден шпагой с алмазами, Орденом Святого Георгия 2-й степени и титулом "граф Эриванский".

Война с турками продолжалась. Следующим блистательным подвигом Паскевича стал успешный штурм еще более неприступной крепости Эрзерум — гордости Османской империи. За Эрзерум Иван Федорович получил из рук императора Орден Святого Георгия 1-й степени, а после заключения 22 сентября 1829 г. Адрианопольского мира с турками — чин генерал-фельдмаршала.
К 49 годам сын бедного дворянина Иван Паскевич достиг всего, о чем только можно было мечтать. Но на этом он не остановился. В 1831 г. разбил польские войска и взял Варшаву, за что получил титул "князь Варшавский", а в 1848-1849 гг. — ликвидировал Венгерское восстание, чуть было не погубившее монархию Габсбургов.

В 1853-м, будучи командующим русской армией в Крымской войне, был тяжело контужен во время осады Силистрии. Его отправили на лечение, но он так и не смог стать на ноги. Иван Паскевич скончался 20 января 1856 г. В завещании вое­начальника указывалось, что он передает 50 тыс. рублей серебром на содержание 200 увечных воинов из низших чинов.

***

Георгиевским кавалерам первыми были обязаны отдавать честь и офицеры, и генералы, и даже император — это правило никогда не нарушалось.

Самый почетный российский орден существовал вплоть до 1917 г.: большевики его отменили. Но в годы Второй мировой войны в советскую наградную символику была возвращена традиция ордена. Геор­гиевская лента стала основной для ордена Славы, медали "За победу над Германией" и символом советской гвардии. В 1945 г. Иосиф Сталин официально разрешил оставшимся в живых кавалерам Ордена Святого Георгия носить эту награду на советских мундирах. Причем на почетном месте — рядом со звездой Героя Советского Союза, оденами Ленина и Боевого Красного Знамени.