Драпировщик действительности

В красивой книге «Люди тысячелетия», вышедшей в России, имя Бориса Краснова занимает далеко не последнюю строчку. Секрет успеха художника прост: надо четко понимать, что делать, почему и почем. Тогда, покончив с оформлением московской «Песни года», можно успеть в Комсомольск-на-Амуре, на запуск суперджета. А по дороге – заскочить в Киев, на юбилей народной артистки

Related video

Борис Краснов

1961 г.1978 г.1985 г.1985-1987 гг.1987 г.1991 г.1992 г.1996 г.

Возможно, когда-нибудь Краснов напишет книгу по тайм-менеджменту и заработает на ней парочку-тройку миллионов. А пока — не упускает случая выполнять "профильные заказы" в любой части мира. К примеру, оформляет в нашей столице пятизвездочного Hyatt. Собственно, в холле будущего супер­отеля и состоялось наше интервью с художником. К Краснову то и дело подходили собратья по ремеслу, уточняя его прежние распоряжения. Маэстро тем временем убеждал нас: настоящему мастеру все равно, что украшать — концерт знаменитости, пожарную каланчу или сцену цирка. Главное — делать свое дело качественно и в срок.

— Борис Аркадьевич, Hyatt откроется уже скоро?
— 7 сентября — в торжественной обстановке. Все будет сдержанно, симпатично и недолго, хотя и с оркестром. Но в Киеве у меня еще есть дела. 6 сентября — 80 лет киевскому "Динамо". Будет торжественная часть, матч "Динамо" — "Милан", выступление звезды мировой величины (какой — поклялся не разглашать). Как раз оформляю для нее сцену. Одновременно — готовлю студию для новой программы вашей телеведущей Оксаны Марченко и веду переговоры об участии в подготовке празднования 80-летнего юбилея киностудии им.А.Довженко. Случится оно в следующем году, но люди заранее готовятся к дате — это приятно. Раньше все подсмеивались над этой студией. На поверку оказалось, что из 1000 картин, снятых на ней, 50 — мировые шедевры. Вот так. Еще в октябре в Киеве предстоит юбилей Ады Роговцевой — нужно помочь ей. Этому человеку я многим обязан.

— Иными словами, вы будете художником спектакля "Качество звезды"?

— Я познакомил Аду Николаевну с потрясающими людьми из Индустриального союза Донбасса, которые помогают осуществить постановку. Участвую в ней и как художник, но, по большому счету, не очень активничаю. У дизайнеров, как у врачей, важен принцип "не навреди". Есть эпизод, в котором будет показана репетиция пьесы, своеобразный театр в театре. Вот там и будут появляться некоторые вещи, придуманные мною.

— Вам не предлагали участвовать в других столичных театральных проектах?

— В Киеве все сводится к разговорам. Мне и режиссер Виталий Малахов предлагал сотрудничать, и не только он. Все ушло, как вода в песок. В Москве, если уж начинаешь, уверен — дело будет сделано. Обманул — свободен. При таком рынке и конкуренции, как в Белокаменной, один раз "пролялякаешь" и останешься без работы.

Воскрешение папье-маше

— Как по-вашему, не грозит ли рисованной сценографии смерть от компьютера?
— Сценография, я уверен, движется в сторону "рукотворства", живописи и театрально-декорационного искусства в лучшем российском и украинском понимании этого слова. Напечатанным на виниле задником кого сейчас удивишь? Нет худа без добра: хоть мы и поздно стали технократами, зато, в отличие от западных дизайнеров, не потеряли руки. В Театре русской драмы, например, работает потрясающий старик — Васильев. Вручную лепит формы, снимает с них папье-маше. Никакими чудесами техники не пользуется. В том же театре подвизался еще один искусный драпировщик — Давидсон. Увы, последователей не оставил. А ведь его профессия очень востребована сегодня. Как можно заменить драпировку виртуалкой? Занавеска должна быть занавеской!

— Думаете, Россия сможет оживить эти ремесла?
— И даже породить бум в искусстве, как это случилось в начале прошлого века. Мне знакомы работы оформителей разных школ, но чем больше я езжу по миру, тем больше убеждаюсь: нет равных российским мастерам, с впитанной ими культурой советских республик. Ни по театральной школе, ни по актерскому мастерству. Многое за рубежом выглядит, как подделка. Неслучайно Станиславский в таком почете в Голливуде. А русская земля все рожает и рожает. Вот у меня офис на Арбате, в Доме актера им. Яблочкиной. Там проводят посвящение первокурсников в актеры, устраивают студенческие капустники на старый Новый год. Смотрю на их участников и радуюсь: поставленные голоса, манеры. С первого-второго курса — готовые артисты! Как говорится, в школе и стены учат.

— Но вы, кажется, родились в киевских стенах?

— Да, в "Охматдете". Некоторое время жил на Михайловской, 12, этот дом сейчас снесли. А потом — на бульваре Дружбы народов. 7 лет ездил учиться на Сырец и 7 — в нынешнюю национальную художественную Академию. По дороге — покупал на Бессарабке соленый огурчик. В 1994 г. мы с родителями продали квартиру и я забрал их в Москву.

Честно о частном
— Слышал, недавно вы приняли участие в оформлении юбилея Виталия Гайдука, совладельца Индустриального союза Донбасса. Что это была за работа?

— У Виталия Анатольевича был редкостный вечер, не китч, не блевотина, которая иногда появляется там, где много возможностей. Тонкое мероприятие — каков и сам человек. Блестящий подарок и реверанс всем его близким и друзьям. Я делал много мероприятий в формате private — старался угодить президентам и королям. Так что есть с кем сравнивать… Конечно, найти удивительное место, изготовить сумасшедшие декорации, пригласить настоящих артистов — хлопотно. Больше ничего не расскажу. Private — это ведь значит "частный".

— Как вы относитесь к сочинской олимпийской символике?

— Чебурашка как символ — это пока спорно. Важнее, на мой взгляд, что Олимпиада пройдет в России. Одержана уникальная победа, и не благодаря деньгам, как кое-кто уверен. Они, конечно, есть у страны, но их не больше, чем, к примеру, у Кореи. Корейцы, к слову, готовы были "не поскупиться", но допустили ошибку. Президент компании "Самсунг" вышел с обещаниями на трибуну, чего делать не должен был как член МОК. А вот Путин не сплоховал — у нас потрясающий, уникальный президент. Я видел своими глазами, как он покорил всех — и чиновников от спорта, и журналистов. Удивительное обаяние, интеллект, харизма! Я ведь по жизни нигилист. Но смотрел на него, как завороженный. В какой-то момент президент по-спортивному собрался и повел за собой всех, как команду регбистов.

Попса для бедных
— Часто говорят, что российская попса имеет качественные отличия от западной. То она приблатненная, то дешевая, то старомодная…

— Если бы в капстраны раньше была открыта дверь, может, Алла Пугачева запела бы по-английски и стала нашим Демисом Руссосом. Наверняка многих "убрала" бы со звездного Олимпа. Сейчас мы с ней видимся лишь мельком. На Новый год поработали в проекте "Песня года" по просьбе Игоря Крутого. Я ведь в Москве немного времени провожу, больше по заграницам — Лондон, Гватемала, Баку. Ну, а остальные певцы…Скажу, как есть: у нас г.., а не попса. Исполнители неглубокие, не могут быть глубокими. "Меня зовут Вова, я знаю три слова" — вот и весь их репертуар. Если у кого-нибудь появляется одна-две удачные песни, тут же отправляется "чесать" по городам и весям. Потому что альбомы не приносят ничего. Пока у нас процветает пиратство, концерты под фанеру — единственный способ заработать. Это Тина Тернер может позволить себе записать альбом и безмятежно отправится в промо-тур по миру. Потому что знает: доллар с каждой пластинки — ее. По этой же причине западные артисты могут позволить себе лишку — арендовать хороший аппарат, собрать лучшие творческие силы. Та же Пугачева если и находит деньги, то, поверьте, с кровавыми слезами. Да и все, с кем я соприкасался — Сюткин, Леонтьев, — работали на свои деньги, без спонсоров. Потому и попса у нас фуфловая, неинтересная. У нее нет миссии. Конечно, иногда появляются странные и выдающиеся люди, например, Земфира. Но из-за этой ненормальной жизни и они не могут себя проявить. "Битлз" и "Смоуки" распадались, достигнув каких-то высот. Наш же "Наутилус", например, сошел при совсем иных обстоятельствах. Нет у нас ни законов, защищающих авторское право, ни обязанностей. Даже не знаю, с кем бы мне хотелось теперь поработать из наших попсовиков. С "Фабрикой звезд", участвующей в заказняках? Нет уж, увольте!