Слезы капали
На Одесском кинофестивале показали фильм "Поводырь" - украинскую картину, участвующую в международном конкурсе. По словам режиссера Олеся Санина, ради премьеры на родине он отказался от участия в нескольких больших фестивалях
Наверное, нехорошо говорить что-либо резкое об отечественном фильме, в котором затрагиваются болевые точки истории страны. Тем более, во время войны. Агитки Второй мировой, вероятно, тогда тоже вызывали спазмы в горле и слезы на глазах. Особенно в тех сценах, где страдали дети.
Действие "Поводыря" происходит в Украине начала 1930-х годов. Время коллективизации, индустриализации, расстрелов, доносов и раскулачивания. Некий Михаил Шемрок - американский коммунист приезжает в Украину, чтобы строить завод. Вместе с ним его десятилетний сын Питер (Антон Святослав Грин). Американца убивают чекисты из-за письма Сталина. Мальчика спасает слепой кобзарь Иван Кочерга (Станислав Боклан). Они отправляются в путешествие. Питер учится выживать в экстремальных ситуациях, а заодно знакомится с историей и культурными традициями страны. Тем временем сверху отдан приказ уничтожить всех кобзарей и лирников. Это исторический факт. В 30-е годы власти инициировали Съезд кобзарей в Харьковском оперном театре. Приехало 337 делегатов. Под предлогом поездки на Всесоюзный съезд музыкантов их погрузили в эшелон, привезли на окраину станции Казачья Лопань, выстроили в одну шеренгу и расстреляли. История дикая. Но в фильме она подается с таким пафосом, с таким смакованием боли и страдания, что становится неловко. У Санина кобзарей подрывают динамитом на фоне красивого до рези в глазах зимнего пейзажа. После такого сомнений в том, что "совок" – машина убийств не должно остаться ни одного зрителя. Пожалуй, только Никите Михалкову в "Утомленных солнцем - 2" удавалось добиться такой же пронзительной и высокой ноты, как Санину.
Бывают фильмы черно-белые по цвету. А бывают черно-белые по смыслу. В "Поводыре" нет оттенков. Персонажи, как в американском комиксе, четко разделены на хороших и плохих. Кино с бюджетом в 16 млн. гривен не спасает ни блестящая операторская работа Сергея Михальчука, ни игра Станислава Боклана на разрыв аорты, ни участие незрячих музыкантов – их в картине 200. Мелькает там и поэт Сергей Жадан, читающий стихи в кафе, и певица Джамала в роли актрисы, в которую офицер ОГПУ (Александр Кобзарь). Даже один из авторов сценария ленты Александр Ирванец появляется – он снялся в роли чекиста. Актерство удалось ему лучше сценария к "Поводырю", который он писал вместе с режиссером, Ирен Роздобудько и Полом Волянским.
Скучный предсказуемый сценарий - один из главных пробелов этого фильма. Сцены, которые решаются через конфликт, можно по пальцам пересчитать, при этом они не работают на развитие характера главного героя. О том, что все будет плохо, ясно на второй минуте. Режиссер настолько увлечен фиксацией якобы документальных событий, что забывает о художественной правде. Без которой любое кино – набор движущихся картинок.
Глава жюри ОМКФ Питер Веббер, на своем мастер-классе точно отметил, что хороший документалист ищет вымысел в правде, а хороший режиссер правду в вымысле. Вот этой художественной правды в фильме Санина нет. Композитор Алла Загайкевич, написавшая музыку к фильму, заметила, что одной из задач съемочной группы было - "сломать стереотипы шароварщины". Стереотип этот не только не был разрушен, а наоборот – появились еще одни украинские шаровары, впрочем, ладно сроенные и даже с вкраплениями модных нынче материалов.
Оксана Савченко