Скарлетт Йоханссон и мужчины как еда

В прокат вышел британский фильм "Побудь в моей шкуре" со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Режиссер Джонатан Глейзер исследует инопланетный взгляд на человека

flavorwire.com
flavorwire.com

Однажды, где-то в окрестностях Глазго, которые в сумерки напоминают окрестности Оболони, некий стриженый бобриком мотоциклист, одетый в кожанку, вытащил из кустов труп фигуристой девушки. И отвез его в странное место. Трехмерное и белое, как стерильные медицинские бинты. Такое место могло родиться в фантазиях то ли Дерека Джармена – одного из столпов артхауса, то ли в воображении Йоргена Лета, почти полвека назад снявшего "Совершенного человека".

В "Побудь в моей шкуре" обнаженная брюнетка с прической Джима Моррисона смотрит на труп девушки, раздевает ее, становится ею. Перед нами Йоханссон в роли инопланетянки. Затем начинается долгое путешествие чертовски сексапильной героини по городу, она ездит на машине и цепляет мужиков, которых затем ее инопланетные сородичи используют в своих интересах. В аннотации значится, что на еду, но этого нам не показывают. Со временем равнодушная девица все больше и больше проникается человеческим. Это заводит ее в лес, темный и сумрачный, по которому она потерянно бредет, пытаясь познать самое себя, впервые испытав печаль и боль. Разумеется, как только инопланетянка начинает чувствовать как человек, она тут же сталкивается со злом. Вполне земным. Брутальным и уродливым. Все закончится трагично, но прекрасные виды шотландских лесов, полей и рек послужат утешением эстетам.

У "Шкуры", гибрида зрительского и фестивального кино, есть несколько несомненных плюсов. Интересная актерская работа Йоханссон. Ее отстраненная немного диковатая героиня иногда напоминает манерами раньше времени физически созревшую девушку-подростка, воспринимающую вожделеющих ее самцов бесстрастно – как малое дитя мучения мухи, которой отрывают лапки. Операторская работа Дэна Лэндина очень хороша – хотя и не лишена некоторого цитирования, вероятно любимого британцем Вадима Юсова – оператора Тарковского. Клиповые вставки, напоминающие арт-инсталяции, когда в черный густой раствор погружаются все соблазненные инопланетянкой мужчины. Дельный монтаж помноженный на забойный саундтрек Мики Леви. Фактически отсутствие диалогов, их там максимум четыре на весь фильм.

Из минусов. Претензия на экзистенциальное познание человеческой сущности, которая так и остается претензией. Банальные истины, которые подаются таким заковыристым артхаусным путем, не самый лучший способ в мире привлечь зрителя. Впрочем, история кино знает удачные работы, созданные в этом же ключе. Например, все фильмы Дерека Джармена. Но не в случае со "Шкурой", однообразность которой вначале смешит, затем утомляет.

В целом же фильм порадует любителей странного кино. Особенно тех, кто только входит во взрослый мир и ничего в нем не понимает. Ведь, по словам режиссера Джонатана Глейзера, он хотел показать мир глазами пришельца. То есть существа - как инопланетянка Йоханссон - не тронутого реальной жизнью, а потому и не испытывающего сочувствия, даже к тому одинокому малышу, плачущему на пляже, родители которого только что утонули.