А ты потрогай. Почему стоит посмотреть "Племя" Мирослава Слабошпицкого
В украинский прокат вышел фильм "Племя" Мирослава Слабошпицкого. Триллер о любви, снятый на языке жестов, был отмечен главным призом Недели кинокритики в Каннах
На днях Оскаровский комитет Украины определился с "претендентом в претенденты" на премию Американской киноакадемии. Выбор пал на фильм "Поводырь" Олеся Санина, пафосный и до рези в глазах поэтичный. С гладкой и блестящей, как маникюр у сериальной героини, картинкой. С правильным и одноплановым как в советском кино героем. Среди претендентов значилось и "Племя" - дебют в полном метре Мирослава Слабошпицкого. О первой любви. Жесткое, резкое и телесное. "Поводырь" победил "Племя". Схватка была неравной. "Племя" - кино о человеке, "Поводырь" - о народном герое. В первом случае надо вникать, хотя бы для того, чтобы разобрать, о чем на языке жестов говорят персонажи. Во втором - все разжевано в кашу и не оставлено места для трактовок.
Место действия в "Племени" - интернат для глухих. Время - здесь и сейчас. Действующие лица – глухие подростки. Их играют непрофессиональные глухие актеры. В главной роли киевлянин Григорий Фесенко. В роли его первой любви, школьницы, зарабатывающей проституцией - Яна Новикова из Беларуси.
В кадре - обычная, в меру ободранная киевская улица. Троллейбус подъезжает к остановке. Из него выходит паренек с чемоданом. Жестами спрашивает у женщины, как куда-то пройти. Следующий эпизод – школа. Родом из восьмидесятых со стенами, выкрашенными в синий цвет. Во внутреннем дворике проходит линейка к началу учебного года. Директриса, дама с грацией Брежнева и высокой прической, произносит речь. Говорит на языке жестов - руками. Рядом чиновник с профилем сурка. Речь окончена, старшеклассник по кругу несет первоклашку с колокольчиком. Школьники поднимают руки и как бабочки крыльями машут ими в воздухе – то есть, имитируют звук колокольчика, который не слышат. Это начало фильма, сконструированное с кропотливым вниманием к деталям – высокая прическа директрисы, профиль чиновника, дети, машущие руками как крыльями. Из этих деталей соткан каждый эпизод. Ничего лишнего.
В основе фильма до банальности простая история дворового парня, который попал в дурную компанию со всеми вытекающими. Поначалу дедовщина, потом криминал. И любовь к девочке-проститутке. Она признается герою в любви тем, что "дает" в подвале. Первую любовь режиссер показывает откровенно, на грани порно. Без слов. Только жесты. А язык жестов прямолинеен и бескомпромиссен, как первая любовь. Со временем ты входишь в фильм, как в море и начинаешь слышать – понимать, о чем говорят. Эффект как при рассматривании стереограмм - картинок со спрятанным трехмерным рисунком, когда на первый взгляд все кажется непонятным, а потом видишь изображение, подмечая новые детали. Вставь в "Племя" диалоги и очарование уйдет. Это будет крепкое художественное кино о взрослении, любви и дурной компании, но без волшебства.
Слабошпицкий, возможно, сам того не желая, с помощью "Племени" позволил взглянуть под другим углом на человека вообще. Не важно, глухой он или слышит. Это кино похоже на песни Виктора Цоя. В нем все просто – "Дом стоит, свет горит", но с неуловимой магией. Талант – штука самобытная и потому не имеет аналогов. И хотя в финале герой влипает по полной, ощущения, что он потерпел крах нет. Скорее наоборот. Ведь победа для каждого человека – она как трусы, штука интимная - у каждого своя.