Мнение: Пойдемте в школу

Государство должно признаться, что оно не в состоянии содержать школы и не знает, чему и как учить. А родители – в том, что у них нет другого варианта, куда пристроить ребенка на восемь рабочих часов

Related video

Моя дочь ходит в первый класс школы с углубленным изучением математики и природоведения. Это учебное заведение считается лучшим в нашем районе. При поступлении родителям рассказывают о прогрессивной программе "Росток", которую придется освоить детям, но совсем не говорят о том, кто будет учить наших отпрысков.

Хотя всем известно, что настроение влияет на производительность, мало кто из родителей интересуется настроением тех, кто в течение шести часов ежедневно формирует мироощущение их ребенка. Учителя чувствуют себя обиженными и непризнанными. Давайте честно скажем: успешный учитель, который получает удовольствие от своей работы, – большая редкость. В наших краях – это словно былинный герой. В большинстве случаев у украинских педагогов тяжелая судьба, они всю свою жизнь вынуждены бороться с маленькой зарплатой и детьми, для которых они должны быть авторитетами.

"Если ее нет Вконтакте, пусть докажет мне, что она вообще существует", – ответил знакомый восьмиклассник на вопрос, почему он не считает мнение своей учительницы правильным. Я понимаю претензию подростка. И также понимаю учительницу. Может ли она позволить себе компьютер, подключен ли он к интернету и умеет ли она им пользоваться? Вполне вероятно, что нет. Более того – у нее нет мотивации приобретать такие навыки.

На Европейский образовательный форум, который ежегодно проводит Microsoft, съезжаются победители региональных конкурсов среди учителей-новаторов. После конкурса и презентаций своих проектов они устраивают вечеринку. Это молодые и жизнерадостные люди. Вы видели таких в школе, которую посещает ваш ребенок? Я – нет.

В нынешнем году учитель из Украины впервые за восемь лет существования конкурса прошел в полуфинал. Это удалось сделать преподавателю физики из Донецкой области Елене Антикуз. У учительницы есть сайт в интернете, авторская методика и научный азарт. На ее уроках дети вместо зачитывания скучных рефератов снимают фильмы о физических явлениях. А изучая, например, тему "Электроэнергия", проектируют виртуальный план квартиры и высчитывают точное потребление энергии. "Даже элементарное использование технологий повышает интерес к учебе", – делится своими наблюдениями Елена Антикуз. Она хочет говорить с детьми на одном языке, поэтому все время учится. Пример Елены – скорее исключение из правил. А ее проект может удивить нас, но не европейское жюри.

Шведские учителя биологии, победившие в номинации "Формирование знаний и критического мышления", предложили старшеклассникам, изучающим их предмет, поиграть в патологоанатомов и детективов, чтобы выяснить, кто убил свинью. В течение нескольких недель ребята проводили исследования крови в лаборатории, сопоставляли данные при помощи компьютерных программ, а заодно учили биологию и химию. И в конце концов разгадали загадку учителей. Или вот еще один проект-победитель белорусского преподавателя Марины Стогний. Двое старшеклассников Сергей Жук и Владислав Палач под руководством учительницы изобрели передний стоп-сигнал для пешехода. Их идею купил один из российских банков.

Проектное обучение – это глобальная тенденция школьного образования. Знания, которые ученик получает в процессе реализации какой-либо идеи, остаются у него надолго, превращаясь в личный опыт, а не в информацию, которую нужно запомнить, чтобы потом воспроизвести.

Во многих странах вложения в образование рассматриваются как инвестиции в будущий доход гражданина и общества, в котором он живет. В Украине сложилась такая ситуация, когда здравомыслящий родитель должен понимать: система образования безнадежно больна. Мы должны самоорганизоваться и начать нести свои знания в школу – это единственное, что может нас спасти. В Украине назрела необходимость в движении родителей.

Анастасия Рингис, корреспондент отдела Общество