Мнение: Дубликат бесценного груза
Паспортизация обмена валют – это подножка банкам и простым гражданам, стремящимся сохранить свои сбережения
Несомненно, паспорт стал главным героем последних нескольких недель. О его важности напомнили украинцам одновременно и парламент, который принял к рассмотрению законопроект о биометрических паспортах, и Нацбанк, который обязал предъявлять паспорт при каждой купле-продаже иностранной валюты. Правда, глава НБУ Сергей Арбузов заявил, что менять небольшие суммы можно будет и без этого документа. Закономерный вопрос – а зачем все это было нужно?
Власть объясняет тотальную паспортизацию необходимостью снизить спрос на наличную валюту и сократить масштабы теневой экономики. По данным НБУ, в день, когда начали действовать более жесткие требования, чистая покупка валюты (сальдо) на наличном рынке снизилась со $153 млн. (в предыдущий день) до $46 млн. Позднее Арбузов округлил результат за неделю, заявив об экономии $500 млн. резервов.
Валютный рынок в стране не может остановиться по распоряжению Нацбанка
Казалось бы, вот оно – священный Грааль найден. Главе НБУ наконец-то открылся секрет, который предательски ускользал от всех предыдущих финансовых директоров страны. Оказалось, достаточно послать клиента… сделать ксерокопию паспорта, и за стабильность национальной валюты вкупе с состоянием золотовалютных запасов можно не беспокоиться.
Между тем даже среди чиновников трудно найти тех, кто в действительности верит, будто валютный рынок в стране может остановиться по распоряжению Нацбанка. Ведь многие люди просто не знали, что для обмена валюты теперь нужен паспорт. Поэтому значительное снижение объема обменных операций – явление временное.
Рынок покупки валюты не исчез и не растворился – он просто ушел в тень. Не исключено, что реальная цель этого нововведения – передел рынка валютно-обменных операций (как легальных, так и теневых) и его монополизация в интересах власти. Иначе в сборе такого объема информации нет никакого практического смысла.
Издержки банков увеличиваются многократно. А НБУ и другим компетентным органам необходимы колоссальные ресурсы для анализа информации, если такой анализ, конечно, кто-нибудь будет проводить.
Из-за этой канители уже выросла маржа обмена валют между курсом покупки и продажи. Вот эти несколько копеек на каждом обменянном долларе и являются той ценой, которую граждане будут платить за никому не нужную беготню.
Еще один явный мотив власти – ограничить движение на легальном валютном рынке в преддверии вероятной девальвации гривны. Это не что иное, как попытка поставить подножку гражданам, которые будут стараться спасти свои средства. Теперь они задумаются, менять или не менять свои разновалютные сбережения в условиях, когда информация об их деньгах сможет попасть хоть к бандитам, хоть в налоговую.
И, судя по всему, это не последняя неприятность. Потому что власть всерьез заинтересовали деньги, спрятанные "в носках" и "под подушкой". НБУ называет цифру в $70 млрд. То есть правительство подсчитало и решило продолжать "покращення" до тех пор, пока до последнего пятачка не вытрясет эти деньги из населения.
Возможно, кто-то мне возразит и скажет: "Детенизация денежного оборота необходима". И я с этим безоговорочно соглашусь. Вот только засовывая руку в карман граждан, власть не спешит вкладывать свои приобретенные на государственной службе капиталы в отечественную экономику и тем более – в банковскую систему, а держит их преимущественно в теплых странах. Посмотрите на соотношение вывезенных из Донецкой области и вложенных в нее инвестиций: на 1,5 млрд. грн. вложений приходится 5,9 млрд. проинвестированных Донбассом средств в экономики офшорных зон.
А тем временем возле валютных киосков ожили менялы, канувшие в Лету в начале 1990-х годов. Возможно, именно эти "профессии" подразумевала власть, когда обещала создать новые рабочие места?
В связи с этим вспоминаются бессмертные строки Владимира Маяковского. Только не те, в которых он с гордостью пишет "Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза…", а другие. Я полагаю, они более соответствуют моменту: "Я волком бы выгрыз бюрократизм…"