Мнение: Другая сторона образования
Отечественное образование под угрозой, но не под угрозой главы профильного ведомства. Его уничтожают тотальная коммерциализацию и подавление академических свобод , пишет Александр Володарский в своем блоге на Фокус.ua
Проблемы образования становится предметом внимания СМИ в двух случаях: когда они смешиваются с публичной политикой или когда студентов бьет "Беркут". Как показал пример студенческих акций конца сентября, выход на улицу сегодня – чуть ли не единственный способ быть услышанным.
Почти все публичные споры об образовании в Украине сводятся к набившим оскомину темам "русификации" и "украинизации" и почти никогда к реальным проблемам. Даже то, что в Министерстве образования работают люди, которые за государственный счет издают расистские учебники, никого особенно не трогает, ксенофобия в Украине является частью общепринятой политической культуры, которую разделяет и власть, и оппозиция. Книга "Политическая философия" Евгения Сулимы, содержащая сравнительные характеристики пальцев и черепов "высших" и "низших" рас, вышла под эгидой Минобразования в 2006 году, задолго до того как Дмитрий Табачник стал министром, а любитель измерять черепа – его заместителем.
Власть пытается подчинить себе Университет, превратив его в рентабельное коммерческое предприятие по штамповке специалистов
Если расизм и ксенофобия способны взволновать лишь единицы, то противостояние "галичан" и "русских" трогает власть и оппозицию за живое. Межрегиональная и межнациональная вражда разделяет людей, превращая их в "электоральные группы", которые не раздумывая проголосуют за любого кандидата, лишь бы не допустить победы воображаемых врагов.
К образованию как таковому эти макиавеллианские игры имеют очень косвенное отношение. Украинские школьники и студенты всегда получали порцию идеологически-ангажированного бреда вместо уроков истории и литературы. Расположение Родины слонов может перемещаться из Триполья в Карпаты, а оттуда на евразийские просторы, Иисус говорит то по-украински, то по-старославянски, то по-русски – идеологемы меняются, сохраняется лишь энтузиазм, с которым они насаждаются, причем на официальном уровне. Академическая среда донельзя забюрократизирована и оттого крайне зависима от власти и спецслужб. Студентов используют как покорную и безотказную массовку. Их выкидывают из общежитий, чтобы освободить место для туристов Евро-2012. Учебный план ужимают и перекраивают, чтобы учеба не мешала чемпионату Европы по футболу. Парадоксально, но эти "вынужденные" меры не вызывает у большинства людей даже удивления
Студенческое самоуправление продолжает существовать лишь на бумаге. Большинство профсоюзов запуганы или подконтрольны администрации. Лишь единицы способны к активной борьбе. От официальных заявлений Всеукраинского студенческого союза веет комсомольскими нотками: осуждают они девочку ткнувшую букетом в лицо Табачника или же просят правительство о реформах. Очень большим упрощением было бы считать это наследием советских времен. На Западе тоже есть официозные "студенческие" структуры с финансированием из госбюджетов. С той лишь разницей, что там сильна протестная культура и традиция, в которую вовлечены не только студенты, но и преподаватели. Майкл Буравой, профессор из Калифорнийского университета Беркли, участник бунтов 1960-х, выступая в Киеве на форуме Другая сторона образования, который получил широкое освещение в прессе благодаря действиям милиции, спровоцировавшей потасовку, заметил, что проблемы и требования студентов по всему миру одинаковы, будь то Греция, Испания, Франция, Украина или США.
Студентов используют как покорную и безотказную массовку. Их выкидывают из общежитий, чтобы освободить место для туристов Евро-2012
Везде власть пытается подчинить себе университет, превратив его в рентабельное коммерческое предприятие по штамповке специалистов. Университет сопротивляется. В этой борьбе политики, концентрирующие свое внимание на Дмитрие Табачнике, не важно, в позитивном или негативном смысле, находятся по одну сторону баррикад. По другую – студенты и преподаватели, требующие структурных изменений в образовании, а значит и в обществе в целом.