Мнение: Все дома

Знакомство с новым российским кино можно начинать с фильма «Дом»

Людей, которые приходят в восторг, услышав слова «новое российское кино», я пока не встречал. Очевидно, где-то такие есть, ведь миллионы ходят в кинотеатры на российские хиты, обеспечивая им немалые кассовые сборы. Столько же часами сидят дома у телевизора, просматривая бюджетные сериалы с севера. А мне вот не нравится. Более того, даже на фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» не попал, хотя я фанат Высоцкого ещё с детства. В этом месте мне бы, конечно, пристало нахлобучить на себя жёлто-синюю будёновку и гордо усесться смотреть какого-нибудь «Дика Трейси», но нет — расскажу о прекрасном новом российском фильме, который за два часа просто вскипятил мой чайник.

 «Дом» — для тех, кто не против внутренних царапин, для тех, кто из «тогда»

Сам этому удивлён. Так как клиент я вредный: или вечно обижен на соседей за газ с сыром, или уверен, что «Бригада» не стоит и крошечного эпизода «Места встречи». Тем не менее «новое российское кино» никогда меня не привлекало и не внушало доверия. Единственное исключение — фильм «Остров» Павла Лунгина. А теперь вот «Дом».

Эту картину посмотрел благодаря актёрам Богдану Ступке и Сергею Гармашу. Именно на их фамилии я клюнул, пока раздумывал, стоит ли тратить время на просмотр, или нет. А теперь вот рекомендую его всем. Сильнее фильма за последний год не видел.

Обычно, советуя кино, приходится пересказывать фабулу. Но ведь таким образом многих можно и отвратить от просмотра. Расскажешь, к примеру, о том, как «мужик сел за убийство жены, которую не убивал, а потом сбежал из тюрьмы», и получится не легендарный «Побег из Шоушенка», а какой-нибудь «Побег» Егора Кончаловского. Так и в случае с «Домом». В ленте — о том, как «контора» охотится за бандитом, который хорошо знаком с тёмным прошлым человека «из элиты». Бандит возвращается домой и… Кажется, половина аудитории уже вертит носом, мол, и что тут интересного. Поэтому скажу прямо: на первом месте в фильме — не сюжет, а игра актёров.
Главный и, к сожалению, един­ственный бальзам на украинские кинораны — Богдан Сильвестрович Ступка. То, что он велик, понятно давно. Мама ещё в детстве говорила об этом, когда по УТ-1 показывали какой-то нудный телеспектакль. Но это, как с Бродским: все знают, что он гениальный поэт, но однажды услышишь случайно и оторопеешь — до чего же круто. Смотришь на Ступку и поражаешься, насколько он органичен в кадре. Такое впечатление, будто всё сыграл с первого дубля, а за сцену, в которой актёр закусывает, окуная палец в масло, лично я вручил бы патриарху отечественного кинематографа самый тяжёлый «Оскар».

Невозможно оторваться и от героя Сергея Гармаша. Он вроде ничего особо не делает, Станиславским не брызжет, а смотришь — не оторваться. Да и остальной ансамбль актёров за редким исключением строен. Честно прочесал интернет и могу хвалить поимённо, но проще оперировать персонажами, а не актёрами. Особенно впечатлили невестка, старший милиционер, а также замечательная «хозяйка» гостиницы с металлическим зубом — вот кто действительно достоин бронзового барельефа на родине героини. В принципе, по постсоветским меркам кастинг практически идеальный: персонажи выглядят достоверно, включая обоих украиноязычных героев — разговорчивых водителей. Большинство персонажей, кстати, старательно «шокает», что наводит на мысль о Кубани как месте событий. Думается, выбор неслучаен — российского зрителя это должно отсылать к трагедии в станице Кущевская.

К слову, стоит отметить диалоги в «Доме» — всё логично и правдиво, хотя и почти без мата. От слов «кугут» и «лайба» я дико возрадовался, а после классической лагерной догмы «прими за сказку» завизжал от восторга. Отдельный приз — за фразу «достал этот криминал», которую произносит бандит, глядя в телевизор.

Развязка сначала кажется несколько лубочной, но это право режиссёра Олега Погодина закончить историю так, как он хочет.

«Новое российское кино» любит копаться в собственных смутных временах, и иногда это получается. «Дом» — для тех, кто не против внутренних царапин, для тех, кто из «тогда». А юный зритель здесь разве что может среагировать на интернет-хит «Трололо» Эдуарда Хиля. Больше ему ловить нечего. Совсем.

Фоззи, участник группы «Танок на майдані Конґо»