Кто из нас наши? Как у артистов слова расходятся с делами
С кем вы, мастера культуры, или Пускать ли в Украину российских гастролеров, которые подписывали письма ненависти
Недавно я попал вместе с друзьями в караоке-бар — догуливали день рождения знакомой. В последний раз я бывал в подобном заведении года три назад. На первый взгляд, ничего не изменилось: все тот же Григорий Лепс, даже от женских столиков (если кто-то поет что-то другое, к нему сразу бегут хозяева бара, дарят скидочную карточку и благодарно складывают руки на груди). Через две подряд "рюмки водки на столе" кто-то заказал песню Газманова "Офицеры", и я окончательно приуныл, читая в телефоне неутешительные сводки с восточного фронта.
И тут, не сговариваясь, клиенты и девушка, спасающая народное творчество профессиональным бэк-вокалом, заменили в песне россиян на украинцев ("Офицеры, украинцы, пусть свобода воссияет"), а Россию на Украину, и было это, видимо, не впервые. Я автоматически отметил, что в названии нашей страны на один слог больше, и приободрился: значит, что-то меняется, что-то происходит даже с целевой аудиторией Лепса и Газманова.
Артисты не так далеки от завсегдатаев караоке — они тоже любят петь на людях, просто у них лучше получается (правда, не всегда). Другое дело, что с музыкантов другой спрос: раз ты на виду, будь добр, проявись — с кем ты. И тут, буду честным, самой коммерчески удачной позицией является поза страуса: "я пою для людей", "я не лезу в политику", "я за мир" — каких еще благородных с виду конструкций ни придумаешь, только бы остаться в стороне. "Да у нас в основном корпоративы в Донецке и Одессе", — сказал мне друг-менеджер. Действительно, какая уж тут активная позиция, тут только "за мир" и морду ящиком.
Честь и хвала тем, кто не стал молчать и фактически пожертвовал российским рынком, приносящим большую часть дохода, — в первую очередь это "Океан Эльзы" и "Бумбокс", респект вам, ребята, не стратили.
Конфликт по линии Украина — Россия в шоу-бизнесе (под Украиной я понимаю артистов с нашей пропиской, все равно, на каком языке поющих) неотделим от социальных противоречий, присущих нашим широтам. Тут пятая колонна размером со все остальные вместе взятые. Тут все за деньги, тут все перемешалось. Тут певица, вчера еще агитировавшая за "регионы", выходит, накинув капюшон, на евромайдан. А организаторы евроконцертов под шум вокзала продают артистов идеологическим противникам. Тут все, как в целом по стране: "яка країна, такий і шоу-бізнес" — плоть от плоти, кровь от крови.
Имена, пароли и явки сдавать не стану — это будет некрасиво, придется поверить мне на слово. Как правильно когда-то подметил Сергей Чиграков, "музыканты — самый циничный народ". Почти как актеры. Это ведь тоже актерство — петь о любви, когда хочется спать, потом еще о любви с обязательной схемой "я — ты", потом резко о маме и что-нибудь забавное для разгрузки, чтобы балет себя показал. И все это желательно с наглядным переживанием.
Так что обманывать не привыкать. Я понимаю мотивацию "партии страусов" — надеются, что все пройдет (как десять лет назад) и можно будет спокойно петь и нашим, и вашим. Но принять ее сложно — нашу страну подвесили под большой знак вопроса, ежедневно гибнут люди, и, кажется, пересидеть в сторонке уже не получится.
Что же касается наших российских коллег и того, пускать ли в Украину на гастроли лишь тех из них, кто не подписывал пресловутые письма ненависти, то искусственные запреты, думается, не нужны. Пусть публика сама решает, кто она и с кем. Мне лично брат Башмета, играющий во Львове "на шляпу", ближе и дороже альтиста-государственника, но демократия предполагает разницу во мнениях и свободу выбора. А подписанты пусть приезжают и посмотрят в глаза "фашистам" и "бандеровцам", благо помидоры сейчас нальются соком и упадут в цене. Другое дело, что с иностранцев надо брать серьезный "белый" гастрольный налог. И не тырить его по мутным структурам, а отправлять в детские музыкальные школы, пусть там гимн Украины играют на новых инструментах.
Мы ведь все равно ничегошеньки не забудем, не тот уже счет, чтобы списывать конфликт на недопонимание и разницу в информационных подходах. Все мы за полгода изменились безвозвратно, и если уже в караоке Россию на Украину меняют, то и музыканты поймут, что дальше прятаться просто некуда и пора понять, кто из нас наши и где за ними мы.
Фоззи, участник группы "Танок на Майдані Конґо"