Почему невозможно смотреть отечественные фильмы о Второй мировой войне

После шедевров американского канала HBO о Второй мировой войне смотреть второсортный продукт, который выпускает наше телевидение, невозможно

Однажды я застрял на автомойке. Без интернета, со стаканчиком растворимой бурды и включенным телевизором. Альтернативных вариантов времяпровождения на ближайший час не было, поэтому пришлось смотреть то, что показывали. А показывали сериал о Великой Отечественной войне.

Бюджетная лента, мягко говоря, трещала по швам: герои городили глупости, в кадре маячил один и тот же танк "под тигра", а свет был выставлен в худших традициях областного телевидения прошлого века. В детстве на радость обоим дедушкам я увлекался историей войны, не единожды читал "Воспоминания и размышления" маршала Жукова и поверить в то, что в июне 41-го у рядового мог быть автомат ППШ, не в состоянии.

Понимаю, что бюджеты несопоставимы, а качественные мозги наперечет, но мое дело простое — посмотреть и сделать выводы

"Братья по оружию" — один из первых дорогих и качественных сериалов о войне, созданный американским кабельным каналом НВО под патронатом Стивена Спилберга и Тома Хэнкса. Видимо, у этой парочки остался задор после успеха ленты "Спасение рядового Райана", удачно трансформированной в десятичасовой телефильм, повествующий о судьбе реального подразделения.

Спилберг с Хэнксом взяли настоящую историю десантной роты и рассказали ее полностью — от тренировочного лагеря через высадку в Нормандии до победного похмелья. Десятки выпуклых характеров, минимум пафоса и традиционное для НВО глубочайшее погружение в суть происходящего дали необходимый эффект — двенадцать лет назад сериал стал большим событием, заслуженно отхватив и "Эмми", и "Золотой глобус".

Справедливости ради отмечу, что сериальный подход и там чувствуется — то снег пластиковый, то пар изо рта на морозе не идет, но это детали, в целом же лента безупречна. Знание своей аудитории — великая вещь, и можно позволить себе не размениваться на любовные линии с санитарками.

Ближе к финальным титрам, простите за спойлер, зрителя ожидает знакомство с реальными солдатами — ветеранами той самой роты. Кстати, исполнителей искали похожих на прототипы. И подобрали преимущественно британских актеров — от юного Тома Харди до Дэмиана Льюиса (главной звезды недавнего хита — сериала Homeland).

На волне успеха "Братьев по оружию" вышел "Тихий океан". Это аналогичный сериал от тех же авторов, только театр военных действий другой — азиатская кампания, война с Японией. Если вы посмотрите первый, то второй захочется увидеть по умолчанию, проверено на себе. Могу также рекомендовать "Поколение убийц" — еще один военный проект НВО, в котором по той же концепции (реальная история реального воинского подразделения) максимально правдиво описывается война в Ираке.

И, наконец, самое интересное: сейчас Спилберг с Хэнксом готовят третий сериал о Второй мировой. Это будет продолжение "Братьев по оружию" и "Тихого океана", только на сей раз героями станут не морские пехотинцы, а летчики из Восьмой воздушной армии, они же Могучая Восьмерка. Ниже своей планки режиссеры уж точно не опустятся.

Не уверен, конечно, что вышеописанные блокбастеры стали бы хитами на нашем телевидении — без "Катюши" могли бы и не полюбиться, все-таки отечественные хладнокровные телепродюсеры тоже знают свою аудиторию. Но при этом определенно можно сказать: после таких шедевров смотреть второсортный продукт, который дарит наше телевидение, невозможно. И это обидно. Ведь украинскому зрителю так близка тема Второй мировой, да и рассказать есть что.

Фоззи, участник группы "Танок на майдані Конґо"