Общий язык. Как без коррупции наладить диалог между бизнесом и властью
Украинским предпринимателям впору открыто привлекать к работе специалистов, которые умеют вести переговоры и договариваться с властью о принятии решений в интересах определенной отрасли и конкретной компании, пишет в своем блоге на Фокус.ua адвокат, партнер правовой группы "Павленко и Побережнюк" Александра Павленко
В последнее время предприниматели все чаще говорят о потребности в GR-специалистах – менеджерах, специализирующихся на ведении переговоров с государственными властными структурами, которые могут принять выгодное решение для той или иной компании и защитить ее интересы. Как бы ни называли эту должность – речь, прежде всего, идет о пресловутом "лоббизме". Впрочем, так ли это плохо говорить о лоббировании – открыто? Во всем мире в основе лоббирования нет и 10% коррупции. Но украинский бизнес продолжает искать лобби- и GR-консультантов тихо и скрыто. Всему виной, в принципе, неправильное представление о лоббировании и смешивании этого понятия со взяточничеством.
Появляется возможность призвать к ответу все политические силы, которые кричали на выборах о поддержке бизнеса
В основе цивилизованного лобби лежит взаимодействие граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц с органами государственной власти различными методиками. Цель этого процесса – оказать влияние на принятие необходимых законодательных актов, административных, политических и других решений либо же постоянное отстаивание своих интересов, как например, поступают корпоративные лоббисты.
GR и лобби создают известнейшую уже и для украинского бизнес-социума модель "компания – бизнес-ассоциация – власть". Первая и главная задача таких объединений – изменить реалии и повлиять на государственную политику той или иной отрасли. И ни о какой коррупции здесь речь не идет. Хотя в Украине подобное уже сложно представить. В то время как в Литве, Польше, Франции, Великобритании, Германии и не только – существуют законы о лоббировании и четко прописанный механизм влияния бизнеса на власть. Поскольку только предприниматели понимают, что необходимо для регулирования их отрасли.
В Украине в 2010-м был принят закон "О государственно-частном партнерстве" (ГЧП). Вроде бы один из шагов на пути к тому самому диалогу между бизнесом и властью. Но читая закон, постоянно возникают вопросы. Например, как частный и государственный партнер должны найти друг друга.
Для того чтобы избежать критических суждений о том, что "лоббирование" и "коррупция" якобы одно целое, приведу в пример несколько верных методов лобби и GR.
В первую очередь, проводится комплексный анализ законодательства и позиционной карты определенной отрасли экономики, включая политическую составляющую – как говорится, who is who в украинской политике и государственных органах. Далее, проводится внутренний организационный либо стратегический GR-консалтинг компании Заказчика. Цель – организация команды и внутренней работы для выработки и реализации плана продвижения отраслевых и бизнес-интересов. GR-консалтинг помогает сформировать индивидуальный план продвижения компании в рамках развития отрасли; стратегию влияния на государственную отраслевую политику; схему взаимодействия с конкурентами и т.д. Далее – "работа в полях" и рутинный труд рабочих групп по созданию проектов решений. Параллельно проводится истинное "лоббирование" на уровне законодательной и исполнительной власти решений и действий, необходимых для группы отраслевых интересов, которая трудится "в поте лица" в рамках рабочей группы. После чего наступает момент политической поддержки решений. Как ни странно, но любое взяточничество на данном этапе лишь навредит процессу, поскольку поставит его в зависимость. А это недальновидно. Кроме того, появляется возможность призвать к ответу все политические силы, которые кричали на выборах о поддержке бизнеса. При этом стоит не забывать о проведении специализированных мероприятий ради формирования мнения общественности и игроков отрасли по тому или иному вопросу.
Разработка законопроектов в условиях лоббирования вполне может обеспечить развитие отрасли и заставить выполнять государство взятые на себя обязательства. Все перечисленное выше не имеет коррупционной природы и не несет юридических рисков.