По стойке смирно. Почему Владимир Путин заставил ждать Виктора Януковича
В Ялте российский президент Владимир Путин показал украинскому коллеге Виктору Януковичу мастер-класс, как добиться своего и сделал очередной шаг на пути к большой мечте "СССР-2", пишет в своем блоге на Фокус.ua политический аналитик Виталий Филипповский
Ялтинская встреча двух президентов Виктора Януковича и Владимира Путина окончательно лишила главу украинского государства чувства геополитического равновесия, подталкивая в объятия северного соседа.
Никакого стратегического прорыва по интересующим Украину вопросам от этой встречи не ожидалось. Очевидно, что до пересмотра газовых контрактов, которые для России являются лучшим рычагом давления на Украину, еще очень далеко. Поэтому в Ялте все прошло по стандартной схеме: с громкими анонсами, но весьма заурядными результатами.
Цитаты Путина из Ильфа и Петрова, а также невыгодные для Украины аналогии с Германией – это не просто фигура речи. Это прямое указание "на место", на что нам ответить, увы, нечего
Целый ряд отраслевых соглашений, которые мы итак систематически подписываем с Россией, конечно же, отразятся на повышении товарооборота между странами, но куда интереснее с точки зрения перспективы российско-украинских отношений является то, как прошла встреча, и кто на ней задавал тон. Почти четырехчасовое опоздание Владимира Путина на встречу к Януковичу, естественно, можно списать на ряд формальных причин, которыми моментально закидали СМИ официальные ведомства. Реально же, мы получили очередную пощечину, которая красноречиво говорит о том, кто, на самом деле, формирует регламент и повестку дня в отношениях России и Украины. Тезис о том, что "начальство не опаздывает, начальство задерживается" – наиболее точный лейтмотив подобных действий, которые на дипломатическом языке могут трактоваться не иначе, как оскорбление.
Раздел морских территорий, который сейчас пытаются выдать за успешный итог ялтинской встречи – не полноценное соглашение, а всего лишь заявление о делимитации морского пространства в Азовском и Черном морях. Аналогичные межправительственные акты уже имели место в украинской истории. К слову, именно подписание заявления, а не соглашения было искомой задачей российской стороны, с чем они отлично справились. Мы же, думая, что сможем навязать Путину ускоренный вариант решения проблемы, еще раз показали, кто "заказывает музыку".
Уровень "партнерства" и "добрососедства" ярко иллюстрирует и заявление РЖД с предложением передать 30 км территории Луганской области российской стороне для удобства железнодорожных сообщений. Появление этого сообщения в СМИ за день до визита Путина было бы глупо считать случайным. Это сигнал Кремля, показывающий, как в Москве относятся к украинскому суверенитету и неприкасаемости границ. Сам факт того, что РЖД единолично разработало проект решения этой проблемы в выгодной исключительно для себя редакции без привлечения украинской стороны, дает все основания полагать, что это прямое геополитическое давление, а не банальная инфраструктурная дилемма.
Тема Таможенного союза вполне прогнозируемо прошла красной нитью на встрече Путина с Януковичем. Расклад предельно прост и никто его не скрывает: будет ТС – будет и газ, не будет ТС – будет "рыночная цена". Робкие намеки Януковича на схему "3+1" уже выглядят как бесполезная и до дыр заезженная пластинка, которую в Москве уже давно не считают аргументом.
Цитаты Путина из Ильфа и Петрова, а также невыгодные для Украины аналогии с Германией – это не просто фигура речи. Это прямое указание "на место", на что нам ответить, увы, нечего. И Путин это прекрасно понимает.
Особую пикантность в ялтинский вояж Путина добавляет его ночной визит к Виктору Медведчуку, который в политическом смысле означает куда больше, чем просто встреча двух кумовьев. Вернувшись в политику с гражданским проектом "Украинский выбор" и имея более чем тесные связи с Путиным, Медведчук играет далеко не последнюю роль в договоренностях украинской элиты перед выборами. В том числе и в части взаимоотношений с Россией. Поэтому встреча Путина с экс-главой Администрации Президента – это тет-а-тет по стратегии и тактике возможной смены геополитического выбора Украины. Инициатива по федерализации страны, которую Медведчук растиражировал в украинских СМИ в начале текущей недели – лучшее тому подтверждение. Поэтому именно из уст Виктора Владимировича в ближайшее время стоит ожидать те требования, которые негласно выдвигает Владимир Путин для пересмотра газовых контрактов с Украиной.
Спецоперация под условным названием "СССР-2" уже давно в действии, и мы в ней – ключевая цель. Газ – лучший инструмент сделать Украину членом (а скорее объектом) Евразийского союза. Ставки Путина более чем рациональны и понятны, отступать он от них и не будет ни при каких обстоятельствах. Возрождение "Русского мира" - это его idee fixe и ключевая цель второго пришествия.
Каковы же ставки Януковича? Сейчас он скорее напоминает отчаянного игрока, ставящего все на "зеро". Но свою избирательную кампанию Путин уже провел, а Янукович… Для него в октябре все не так очевидно и безоблачно, как было для Путина в марте. А политический курс, взятый регионалами после принятия скандального языкового закона, говорит о том, что власть на выборах 2012 года надеется на своих идеологических ортодоксов. Евроигра первых двух лет не дала Януковича ожидаемого результата. На Западе он своим не стал и никогда не станет. Зато электорат образца 2004 года легко забудет экономику, клюнув на язык. Поэтому соблазн продолжить начатое Колесниченком и Киваловым очень и очень силен. Так что ялтинский "мастер-класс" в исполнении Владимира Владимировича может окончательно развернуть Украину на 180 градусов, тем более, для этого уже давно сложились экономические и, к большому сожалению, политические мотивы у действующей власти. Вот только понимает ли Виктор Федорович, что обратной дороги ни для него, ни для страны уже может и не быть?