Как Яценюк станет заложником борьбы Порошенко и Тимошенко

Новый Президент Украины Петр Порошенко как минимум до парламентских выборов вынужден будет работать с правительством Арсения Яценюка. Будет это тандем или скрытое противостояние, во многом зависит не столько от кадровой политики Порошенко, сколько от политической преданности и карьерных планов нынешнего премьера

Александр Прокопенко
Александр Прокопенко
Related video

Петр Порошенко был избран президентом Украины в условиях парламентско-президентской республики. Это значит, что его президентский функционал весьма скуден и касается, в первую очередь, внешней политики и обороны, пусть даже в нынешних условиях это самое важное для страны. Тем не менее, те, кто голосовал за Петра Алексеевича, видят в нем, в том числе, и реформатора, способного начать комплексную перестройку страны.

А вот для этого уже потребуются верное правительство, которое бы работало в связке с президентом, по сути, реализовывая его курс, и большинство в парламенте, обеспечивающее успешные голосования президентским инициативам. Если со вторым у Порошенко проблем, вероятно, не будет (временную коалицию удастся состряпать из осколков ПР и демократических сил), то с первым нужно будет что-то делать.

Да, на камеру сказать, что правительство Яценюка остается – дело нехитрое. На самом деле, Порошенко и убрать его не мог – нужно решение парламента, а точнее – коалиции, которая по Конституции назначает правительство, а ведь и коалиции как таковой сейчас нет. Не говоря уже о том, что парламент этот состоит не столько из фракций, сколько из депутатских групп и выбирался по смешанной системе. Но суть не в этом. Порошенко до досрочных парламентских выборов обречен на работу с Яценюком, в кабинете которого он может самостоятельно заменить лишь министра иностранных дел и министра обороны.

Безусловно, по официальной версии президент с премьером будут делать все, чтобы их взаимодействие выглядело, как работа в одной упряжке, но уже сейчас понятно, что Кабмину, состоящему из представителей "Батькивщины" и "Свободы", придется выбирать, с кем он – с новым президентом или формирующейся против него демократической альтернативой.

Особый выбор придется сделать Арсению Яценюку, который во многом обязан новым витком своей политической карьеры Юлии Тимошенко. Но сейчас Яценюк на распутье. Он может отказаться от "Батькивщины", объявив себя общенациональным премьером без партийной принадлежности, после чего плавно влиться в новую партийную структуру Порошенко. Либо же заключить мирный пакт сПорошенко до парламентских выборов, на которых поддержать оппозиционерку Тимошенко. В первом варианте Яценюк – политический предатель, во втором – неудачник, ибо оппонировать Тимошенко будет не столько президенту, сколько правительству, которое до выборов и будет возглавлять Яценюк. Есть и третий вариант – балансировать между двумя центрами влияния, заполучив так называемую "золотую акцию". Правда, для этого Арсений Петрович должен продемонстрировать колоссальную политическую гибкость и выдержку.

С другой стороны, скорый "слив" Яценюка был бы выгоден всем. ЮВТ снова вернула бы контроль над "Баткьивщиной", увядание которой отчасти связано и с амбициями Арсения Петровича. Очистив партию от перебежчиков и людей Яценюка, Тимошенко сможет восстановить партийную дисциплину и пойти на выборы в излюбленном оппозиционном амплуа, что увеличит ее шансы повторить собственный камбэк 2006 года.

Для Порошенко же премьер Яценюк удобен тем, что на него можно будет повесить все непопулярные решения, окончательно запрессовав к парламентским выборам "правительство камикадзе", которое, сделав свое дело, сможет с чистой совестью отправиться на политическую пенсию. Поэтому Арсению Петровичу, "играя" других политиков, придется держать нос по ветру, пока с гораздо большей вероятностью могут "сыграть" его.

Впрочем, главным образом такой политический пасьянс может отразиться на украинской экономике, которая сегодня как никогда нуждается в смелых и волевых политических решениях. В условиях, когда каждая ветвь власти ждет подвоха отдругой, мы рискуем снова оказаться заложниками политических разборок, как это было в 2005-м и 2007-м годах. В этом и кроется ахиллесова пята Конституции 2004 года, к которой мы вернулись.

Виталий Филипповский, политический аналитик